Север и рынок. 2024, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 152-169. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 1, pp. 152-169. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ Таблица 2 Основные показатели состояния рынка труда в регионах Арктической зоны Российской Федерации, 2021 г. Регион Уровень безработицы, % Коэффициент напряженности Среднее время поиска работы безработными, мес. Удельный вес безработных, ищущих работу 12 мес. и более, % Российская Федерация 4,8 1,8 6,8 22,5 Республика Карелия 6,6 3,1 7,9 31,9 Республика Коми 7,0 2,2 8,0 35,0 Архангельская обл. 6,6 2,3 4,9 8,9 Втом числе Ненецкий АО 7,1 2,1 5,9 11,6 Архангельская обл. без автономного округа 6,6 2,3 4,8 8,6 Мурманская обл. 5,8 0,7 6,3 19,8 Ямало-Ненецкий АО 2,2 0,4 5,2 14,7 Красноярский край 3,6 0,6 7,2 23,2 Республика Саха (Якутия) 6,9 3,2 7,3 26,7 Чукотский АО 2,6 0,6 5,2 12,7 Примечание. Регионы России. Социально-экономические показатели: стат. сб. / Росстат. М., 2022. С. 142, 151, 168-169. В трех субъектах уровень безработицы находится на уровне, ниже установленного Стратегией на 2035 г. (4,4 %), — в Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах и Красноярском крае. Если в названных автономных округах низкая безработица фиксируется в сочетании с высоким уровнем заработной платы, о чем говорит ее соотношение с величиной прожиточного минимума, значительно превышающее среднее в стране значение, то в Красноярском крае ситуация совсем иная. Несмотря на то что в этом арктическом регионе применяется районный коэффициент 1,813, уровень оплаты труда следует оценить как низкий, поскольку соотношение среднемесячной начисленной заработной платы с размером прожиточного минимума существенно ниже даже среднего уровня в стране (427,2 против 450,7 %). Анализируя данные по Красноярскому краю, авторы принимают во внимание то обстоятельство, что лишь часть территории этого субъекта входит в Арктическую зону. В такой ситуации можно ожидать, что данные по неарктическим территориям края могут искажать реальную картину. Однако статистические данные по дифференциации денежных доходов населения свидетельствуют, что в Красноярском крае она менее выражена, чем в РФ в целом и во многих арктических субъектах: 12,9 раза против 15,2 раза в РФ. Вероятно, именно потому, что не все административные единицы Красноярского края входят в состав АЗРФ и величина прожиточного минимума в этом регионе, хотя и сравнительна большая (20-е место в стране), но самая низкая среди субъектов АЗРФ: Красноярский край — 20-е место, Карелия — 14-е, Республика Коми — 13-е место, Ямало-Ненецкий АО — 8-е, Республика Саха (Якутия) — 6-е, Мурманская область — 5-е, Чукотский АО — 1-е14. При такой ситуации на рынке труда предприятия этого региона могут в ближайшее время столкнуться с дефицитом работников. Таким образом, на рынках труда большинства арктических регионов ситуация более напряженная, чем в РФ в целом. Наиболее благополучная ситуация на рынках труда Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, в которых значения всех рассмотренных показателей ниже среднероссийского уровня. Наиболее сложно найти работу гражданам, проживающим в республиках Карелия и Коми, Архангельской области, включая Ненецкий АО, а также в Республике Саха (Якутия), о чем свидетельствует коэффициент напряженности. Отсутствие работы и/или низкий уровень оплаты труда побуждают граждан, особенно молодежь, к поиску более выгодных условий приложения своих способностей и талантов. Действие этого побудительного мотива усиливается в том случае, если условия проживания, включая климатические и жилищные, в родном регионе хуже, а доступность социальных благ ниже. Важнейший индикатор уровня и качества населения, особенно постоянно проживающего в экстремальных климатических условиях, — обеспеченность жильем. По общей площади жилых помещений, приходящейся на одного жителя , 13Районные коэффициенты инадбавки: Справочная информация// 14 Регионы России. Социально-экономические показатели: стат. сб. / СПС «Консультант плюс»: сайт. URL: https://www.consultant.ru/ Росстат. М., 2022. С. 232-233, 236-237. document/cons_doc_LAW_118861/ (дата обращения: 05.11.2023). © Строкан Е. В., Липатова Л. Н., Градусова В. Н., 2024 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz