Север и рынок. 2024, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 137-151. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 1, pp. 137-151. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ Севера России специфические особенности уровня жизни населения продуцируются дискомфортностью природно-климатических условий и ограниченной транспортной доступностью, влияющими на структуру и объем потребления, а также системой северных гарантий и компенсаций, косвенно продуцирующей удорожание потребительских бюджетов за счет увеличенных издержек производства, отражаемых в потребительских ценах и тарифах. Методология В соответствии с методологическими положениями по статистике5 индикаторы уровня жизни населения формируются на основе статданных Федеральной службы государственной статистики, характеризующих объем, состав, направления распределения и использования денежных доходов. В качестве основных исходных показателей уровня жизни используются6: денежные доходы населения (заработная плата, социальные выплаты, доходы от продажи продуктов сельского хозяйства, от собственности и предпринимательской деятельности); денежные расходы населения (потребительские расходы, покупка валюты, обязательные платежи и взносы, сбережения); располагаемые доходы (доходы домашних хозяйств от производственной деятельности, от собственности, а также полученные в результате перераспределительных операций); фактическое конечное потребление (потребительские расходы домашних домохозяйств); а также расходы на конечное потребление домашних хозяйств. Методология нашего исследования уровня жизни включает агрегирование таких показателей по различным критериям в зависимости от целей исследования — анализа денежных доходов и расходов населения и анализа потребления (стоимости жизни). Результаты и обсуждение Уровень жизни характеризуется динамизмом и эластичностью запросов человека к благам и услугам, что требует обеспечения определенного уровня денежных доходов населения. В большинстве регионов Севера России сложился низкий уровень денежных доходов в среднем на душу населения, в том числе в Карелии, Архангельской области и Коми — ниже среднероссийского уровня (табл. 1). Таблица 1 Характеристика среднедушевых денежных доходов в северных регионах РФ*, 2016, 2021 гг. Регион Денежные доходы в среднем на душу населения, % к средним по РФ Соотношение среднедушевых денежных доходов с прожиточным минимумом, раз 2016 2021 2016 2021 Регионы, территории которых полностью отнесены к зоне Севера РФ Республика Карелия 83,7 87,3 2,72 2,96 Республика Коми 102,5 96,5 2,98 3,03 Архангельская область 101,0 93,9 2,89 3,02 Ханты-Мансийский АО 143,6 141,5 2,87 3,04 Республика Саха (Якутия) 126,6 125,1 3,10 3,22 Камчатский край 133,5 150,9 2,72 3,14 Магаданская область 165,1 201,1 2,94 3,34 Сахалинская область 161,3 158,5 3,12 3,13 В том числе регионы, территории которых полностью отнесены к Арктической зоне РФ Ненецкий АО 227,5 214,6 3,00 3,17 Мурманская область 117,5 127,1 2,78 3,00 Ямало-Ненецкий АО 219,6 240,4 3,09 3,40 Чукотский АО 207,9 248,1 3,06 3,35 Справочно: В среднем по РФ 100 100 3,08 3,37 * Расчетные данные автора. Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/ 210/document/13204 (дата обращения: 22.09.2023). 5Методологические положения по статистике. Выпуск первый 1996 г. 6Тамже. URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/free/b99_10/Main.htm (дата обращения: 14.08.2023). © Корчак Е. А., 2024 140

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz