Север и рынок. 2024, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 137-151. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 1, pp. 137-151. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ исследовательском экономическом институте при Государственном плановом комитете Совета министров СССР [12, с. 27]. В частности, НИИ труда вел разработку нормативных потребительских бюджетов; нормы потребления разрабатывались Институтом питания Академии медицинских наук СССР, Всесоюзным научно-исследовательским институтом изучения конъюнктуры и спроса Министерства торговли СССР, Центральной научно-исследовательской лабораторией по изучению спроса Центрального союза потребительских обществ, НИИ бытового обслуживания, Центральным научно­ исследовательским и проектным институтом типового и экспериментального проектировании жилища Госгражданстроя, Всероссийским проектно­ конструкторским и технологическим институтом мебели Министерства лесной и бумажной промышленности [12, с. 28]. Большой вклад в развитие методологии измерения уровня жизни в РФ внесла научная школа формирования нормативных бюджетов Всероссийского центра уровня жизни, созданная под руководством д. э. н., профессора В. Н. Бобкова. Учеными была разработана система потребительских бюджетов различного уровня материального достатка и предложена соответствующая методика измерения уровня жизни: по степени материального достатка население классифицировалось на наиболее нуждающееся (с доходами ниже прожиточного минимума), низкообеспеченное (1-3), обеспеченное ниже среднего уровня (3-7), среднеобеспеченное (7-11), высокообеспеченное (11 прожиточных минимумов) [13, с. 28-29]. Важную роль в разработке системы региональных нормативных бюджетов сыграло районирование территории РФ по дискомфортности условий проживания. В 1950-е гг. учеными Института географии РАН было проведено районирование страны с выделением шести поясов по степени трудности условий жизни, на основе которого Госкомтрудом СССР территория страны была разделена на пять тарифных поясов с учетом дискомфортности природно-климатических условий, отдаленности местностей, напряженной ситуации на рынках труда, уровня цен и тарифов [14, с. 71-72]. Значительный вклад в научное обоснование критериев определения северных территорий внес коллектив ученых Роскомсевера, НИИ труда, ИГРАН, Института геобиосферных исследований РАЕН, Института клинической и экспериментальной медицины РАМН, а также Института экономических проблем (ИЭП) КНЦ РАН (Г. П. Лузин, Е. Е. Лазарев, В. С. Селин, В. В. Васильев, А. Д. Корчак) [15, с. 3]. 3 ФЗ РФ от 24.10.1997 № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/ Учеными было обосновано, что для определения территориальных различий в уровне жизни населения должны использоваться минимальные бюджеты как расчетные инструментарии, определяемые интегральным показателем дискомфортности. В результате расчета таких бюджетов для Мурманской области (1992 г.) учеными ИЭП КНЦ РАН была обоснована необходимость пересмотра размера применяемых районных коэффициентов, поскольку дискомфортность жизнедеятельности на Севере обусловливает повышенные требования к жилью, питанию, транспорту и т. п. [15, с. 17]. Данное исследование было проведено в рамках контракта, заключенного с Госкомсевером на основании Распоряжения Правительства РФ от 18.01.1992 № 107-р, однако предложенная методика районирования не была использована при разработке потребительской корзины [15, с. 71-72]. В 1997 г. ФЗ РФ «О прожиточном минимуме в РФ»3 прожиточный минимум был введен для оценки уровня жизни населения России и регионов: состав потребительской корзины стал определяться конкретно для детей в возрасте 0-15 лет, мужчин и женщин трудоспособного возраста, пенсионеров. В основу формирования потребительской корзины легли научные рекомендации по минимальным объемам потребления, фактический объем потребления в малоимущих семьях, а также объективные различия в потреблении в субъектах РФ, определяемых в том числе природно­ климатическими условиями. В 2020 г. в связи с изменениями в ФЗ РФ № 134-Ф3 в качестве прожиточного минимума была установлена минимально необходимая сумма доходов для обеспечения жизнедеятельности человека4. Сегодня прожиточный минимум определяется исходя из величины медианного денежного дохода в среднем на душу населения за предыдущий год. Отношение прожиточного минимума и величины медианного денежного дохода на душу населения за предыдущий год установлено в размере 44,2 %. В рамках нашего исследования, с учетом теоретического обобщения отечественного и зарубежного опыта исследований, уровень жизни мы будем рассматривать как комплексную социально-экономическую категорию, отражающую уровень потребительского обеспечения человека в объемах, которые позволяют рациональным образом формировать структуру потребительских товаров и услуг с целью оптимального удовлетворения потребностей человека. В регионах cons_doc_LAW_16565/bbbd4641125b222beaf7483e16c594116ed2d9a1/ (датаобращения: 17.06.2023). 4Тамже. © Корчак Е. А., 2024 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz