Север и рынок. 2024, № 1.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 7-23. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 1, pp. 7-23. ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ Черты исторически сложившихся кластеров в ЯНАО сохраняются, однако выявлен ряд факторов, существенно изменяющих традиционно сложившиеся кластерные взаимосвязи: - смещение перспективной ресурсной базы на север и восток региона; - изменение типов и взаимосвязей акторов в рыночный период промышленного освоения Ямала; - значительное расширение технико производственной инфраструктуры нефтегазо добывающего кластера и аграрного сектора, увеличение количества логистических путей; - новые агломерационные тренды, обусловленные национальными программами развития (основной из них — развитие Северного морского пути). Исследователями выделены три естественные городские агломерации в АЗРФ: Архангельская, Мурманская и Норильская [20]. Города и территории Ненецкого автономного округа, ЯНАО и Чукотского автономного округа как места, где сформировались или ещё формируются агломерационные системы, в научной литературе не рассматриваются. Таким образом, результаты исторического ретроспективного анализа выявляют, с одной стороны, наличие значительного исторического опыта кластерного развития региона, исторически обусловленных синергических хозяйственных взаимосвязей и инфраструктуры, с другой — новые условия, способствующие процессам естественного формирования новых агломерационных систем в регионе, что актуализирует необходимость пересмотра содержания и границ МТУ ЯНАО. Результаты анализа актуальных социально экономических показателей МО ЯНАО Социально-экономические показатели МО ЯНАО в рамках действующего МТУ по состоянию на 2023 г. (рис. 2) представлены в табл. 2. По данным табл. 2 видно, что в регионе есть как активно развивающиеся МО (Пуровский, Ямальский, Тазовский районы, города Салехард, Новый Уренгой, Губкинский), так и депрессивные муниципалитеты (города Лабытнанги и Муравленко, Приуральский и Шурышкарский районы). Однако высокие показатели экономического развития в развивающихся МО ещё не признак высокого уровня или качества жизни населения данных муниципалитетов. Так, Ямальский и Тазовский районы находятся в зоне экстремального климата, их население в большинстве относится к коренным народам Севера (КМНС), занятым традиционными видами хозяйственной деятельности (оленеводство, рыболовство) и не участвующим в реализации проектов по добыче и транспортировке УВС, соответственно, имеющим уровень доходов существенно ниже, чем указанный в табл. 2. Значительные объемы производства по муниципальным районам также обеспечиваются в основном за счет деятельности добывающих организаций, расположенных вне населенных пунктов муниципалитетов. Анализ стратегических документов В данном разделе кратко представлены результаты анализа стратегий социально экономического развития тринадцати МО ЯНАО, а также докладов об их реализации10. Горизонт планирования муниципальных стратегий, как и национальных, — 2030 год, их обновление происходило преимущественно в 2018 г. Стратегические цели, зафиксированные в стратегиях МО, с одной стороны, не амбициозны и не способны принципиально улучшить качество жизни населения, с другой стороны — труднодостижимы, так как в большинстве случаев напрямую не связаны с муниципальным уровнем управления, что является типовой ошибкой стратегического планирования [23]. Проводимая экономическая политика — консервативная, ориентированная на сохранение стабильности сложившихся социально-экономических параметров. Стратегии не предусматривают изменение управленческих механизмов органов МСУ, которые могли бы обеспечить реализацию целевых установок. В текущих стратегиях нет плановых показателей по доходам муниципального бюджета и информации о приоритетах их использования. Комплексными программами развития систем коммунальной, социальной и транспортной инфраструктуры МО предусмотрены средства, необходимые для достижения плановых уровней развития инфраструктуры, но на практике финансирование ниже потребностей. Административно-географический подход к управлению социально-экономическим потенциалом территорий существенно снижает качество стратегического планирования и увеличивает риски недостижения стратегических целей, так как стратегии МО ограничиваются собственными ресурсами, отсутствует планирование социально-экономических связей с другими АТЕ, что не позволяет ожидать системных, синергичных, инновационных эффектов развития территории. Такой подход ограничивает оборот ресурсов, развитие человеческого потенциала и выход на рынки, особенно в тех отраслях, которые не представлены крупным бизнесом. 10 Правительство ЯНАО. URL: https://yanao.ru/vlast/mestnoe- samoupravlenie/ (дата обращения: 21.12.2023). © Деттер Г. Ф., Заболотникова М. В., Лёвкина А. О., 2024 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz