Север и рынок. 2024, № 1.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 121-136. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 1, pp. 121-136. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ Заключение Результаты исследования свидетельствуют о том, что Тюменская область и автономные округа с 2005 г. демонстрируют пример проактивного горизонтального бюджетного регулирования11, когда финансовые ресурсы перераспределяются между бюджетами, минуя этапы концентрации в вышестоящем бюджете и предоставления из него финансовой помощи. Выявлен объем перераспределения финансовых ресурсов в рамках бюджетной системы 3 субъектов РФ. Основными векторами являются: перемещение финансовых ресурсов в виде налога на прибыль от места генерирования налога (Север) к месту его использования (Юг); частичный возврат в виде бюджетных инвестиций, оказания государственных услуг и иных межбюджетных трансфертов бюджетам автономных округов. В части изменения структуры Программы в период 2015-2022 гг. произошло полное вытеснение расходов на капитальное строительство (доля упала с 86,1 до 0 %) и закономерное нарастание иных межбюджетных трансферов (доля поднялась от 0 до 73,7 %). Это можно трактовать как фактор пересмотра первоначальной идеологии Программы, поскольку ее результаты достигаются за счет средств, располагаемых бюджетами самих округов. Важно отметить обнаруженную прямую пропорциональность между параметрами объема финансирования Программы и коэффициента перераспределения, который предложено рассчитывать как отношение иных межбюджетных трансфертов к налогу на прибыль организаций, поступающий в бюджет Тюменской области с территории автономных округов. Это доказывает наличие в рассматриваемом механизме перераспределения финансовых ресурсов неких объективированных финансовых пропорций и закономерностей, о наличии которых трудно было предположить в момент подписания Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа. Определена закономерность наращивания профицита условного «консолидированного» бюджета 3 субъектов РФ в течение 8 лет (2015-2022 гг.) Эта особенность в целом соответствует традициям отечественной финансовой системы, в рамках которой из-за затруднительного доступа к рынкам капитала для финансирования дефицита региональных бюджетов регионы вынуждены искусственно наращивать переходящий остаток бюджетных средств, неиспользованных в предыдущие годы12. В этой связи настораживает исчерпание в бюджете Тюменской области накопленного в течение 2015-2022 гг. профицита, образование которого во многом было связано с нераспределенным в рамках Программы налога на прибыль организаций северных территорий. С учетом выявленных тенденций функционирования финансового механизма по перераспределению бюджетных ресурсов с Севера на Юг и обратно, прогнозировать дальнейшие перспективы развития рассматриваемой Программы за пределами 2025 г. проблематично. Если тенденция на замещение финансирования в форме бюджетных инвестиций и оказания государственных услуг иными межбюджетными трансфертами сохранится, можно предположить изменение самого формата Программы или пересмотр размера источника ее финансирования, принимая во внимание ее важное значение для обеспечения бюджетной резилиентности Тюменской области. Рассмотренный пример межрегионального горизонтального перераспределения финансовых ресурсов может быть интересен другим регионам, в частности регионам Дальнего Востока, имеющим схожую отраслевую структуру с преобладанием добывающего сектора экономики. Отдельные элементы Программы могут быть полезны в рамках интеграционных процессов в новых регионах РФ. Еще одним предназначением Программы может стать возможность выполнять функции нестрахового пула для финансирования последствий межрегиональных рисков (климатических, природных, техногенных и проч.). Список источников 1. Тимушев Е. Н. Подход к оценке валового продукта (дохода) территории в контексте исследований по общественным финансам // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2017. № 1 (52). С. 26-35. 2. Zhuravel V. P., Timoshenko D. S. The Russian Arctic, Sanctions Pressure and Geopolitical Instability // Arctic and North. 2022. no. 49. pp. 105-124. https://doi:10.37482/issn2221-2698.2022.49.105. 11 При этом мы поддерживаем позицию [24, с. 10], что любая система горизонтального выравнивания по своей природе внутренне противоречива: с одной стороны, онадолжна достигать определенного выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, с другой —не подрывать стимулы для наращивания их собственного налогового потенциала. 12Основное предназначение этих средств сводится к размещению их на депозитах в коммерческих банках, что, в свою очередь, может рассматриваться как форма поддержки ликвидности отечественного банковского сектора (наряду с банковскими кредитами на финансирование текущих дефицитов у других регионов). © Гамукин В. В., 2024 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz