Север и рынок. 2024, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 121-136. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 1, pp. 121-136. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ 100000 30000 60000 40000 20000 О 2015 2016 2017 2013 2019 2020 2021 2022 Хмао-Югра 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 ЯНАО Рис. 5. Сопоставление объемов поступления налога на прибыль в бюджет Тюменской области с территории автономного округа (нижние колонки) и объема расходов по Программе (верхние колонки), предназначенной для округа, млн руб. Источник: составлено по данным Постановления Правительства Тюменской области от 30.12.2014 №705-п с изменениями и законов об исполнении бюджетов Тюменской области. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 25.10.2023) Принимая во внимание отмеченный выше тренд на преобладание такой формы финансирования Программы, как иные межбюджетные трансферты бюджетам автономных округов, мы провели сопоставление общей суммы налога на прибыль, поступающего в бюджет Тюменской области с территории округов, и объема этой формы финансирования (табл. 3) для определения коэффициента перераспределения финансовых ресурсов между Севером и Югом, который рассчитан по формуле Т к = L , N (1) где K — коэффициент перераспределения; T — иные межбюджетные трансферы бюджетам автономных округов; N — поступление налога на прибыль организаций из автономных округов. Таблица 3 Фактические данные (млрд руб. Показатель 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 T 0,00 0,00 2,71 6,07 23,75 16,17 11,40 57,29 N 53,82 43,02 41,61 84,00 80,97 64,00 88,12 83,81 K 0,000 0,000 0,065 0,072 0,293 0,253 0,129 0,684 Примечание. Источник: составлено по данным Постановления Правительства Тюменской области от 30.12.2014 № 705-п с изменениями, законов об исполнении бюджетов Тюменской области, законов об исполнении бюджетов ХМАО-Югры и ЯНАО. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ дата обращения: 05.11.2023. Сопоставление величин коэффициента перераспределения (правая ось) и объема расходов Программы показывает высокую степень пропорциональности динамики обоих показателей (рис. 6) во все периоды наблюдения. Сопоставление обоих параметров в формате диаграммы рассеяния (рис. 7) позволило выявить линейный тренд и определить уравнение регрессии. В итоге, несмотря на регулярное изменение параметров Программы, объемов поступления налога на прибыль с территории автономных округов в бюджет Тюменской области и изменения структуры каналов финансирования расходов Программы в период 2015-2022 гг., с высокой степенью достоверности (R2 = 0,99) можно утверждать, что в основном Программа представляет собой механизм прямого перераспределения финансовых ресурсов между Севером и Югом. © Гамукин В. В., 2024 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz