Север и рынок. 2024, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 121-136. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 1, pp. 121-136. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ Рис. 4. Фактические доли налога на прибыль по месту происхождения. Источник: рассчитано на основе данных законов об исполнении бюджетов Тюменской области. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 25.10.2023) Таблица 2 Фактически поступивший налог на прибыль в бюджет Тюменской области с территории ХМАО — Югры и ЯНАО и расходы, предусмотренные Программой, млрд руб. Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. Итого Фактически поступило налога на прибыль 53,82 43,02 41,61 84,00 80,97 64,00 88,12 83,81 539,35 Расходы, предусмотренные Программой 16,82 14,08 16,72 22,73 39,60 35,15 28,08 77,77 250,96 Соотношение 0,31 0,33 0,40 0,27 0,49 0,55 0,32 0,93 0,47 Примечание. Источник: составлено по данным Постановления Правительства Тюменской области от 30.12.2014 № 705-п с изменениями и законов об исполнении бюджетов Тюменской области. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 25.10.2023). Такая диспропорция между объемами доходов и расходов, обусловленных реализацией Программы, усугубляется с учетом доли каждого автономного округа отдельно. На рис. 5 сопоставлены объемы поступления налога на прибыль и объем расходов по Программе для обоих округов. Наряду с отмеченной неэквивалентностью объема источника и расходов Программы, можно отметить ряд особенностей: - вовлеченность ХМАО — Югры в реализацию Договора и Программы отличается более высокой стабильностью относительно ЯНАО в течение всего анализируемого периода; - при этом суммы поступлений и расходования по годам у обоих округов существенно различаются по всем параметрам; - оба округа воспользовались своими возможностями по финансированию расходов, предусмотренных Программой, в полной мере только в 2022 г.; - единственный раз, когда доля финансирования автономного округа оказалась выше поступившего с его территории налога на прибыль, наблюдался в 2022 г. в случае с ХМАО — Югрой; - в итоге за анализируемые 8 лет поступления налога на прибыль с территории обоих округов оказались сопоставимыми (290275,5 млн руб. ХМАО — Югра и 249073,8 млн руб. ЯНАО). Расходная часть также оказалась выполнена с превышением доли ХМАО — Югры 141334,2 млн руб. при показателе ЯНАО 109622,8 млн руб., при том что численность населения округов различается примерно в 3 раза. © Гамукин В. В., 2024 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz