Север и рынок. 2024, № 1.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 121-136. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 1, pp. 121-136. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ Рис. 3. Изменение структуры форм финансирования Программы по годам, млн руб. Источник: рассчитано на основе данных Постановления Правительства Тюменской области от 30.12.2014 №705-п с изменениями. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 17.10.2023) По мере развития Программы все большую долю стала занимать такая форма финансирования, как иные межбюджетные трансферты, представляющие собой форму бюджетного регулирования в виде передачи денежных средств из одного бюджета в другой. Другими словами, Программа все больше стала приобретать черты инструмента перелива средств, когда часть налога на прибыль, которая должна поступать в бюджеты автономных округов, зачисляется в бюджет Тюменской области с тем, чтобы впоследствии частично поступить в бюджет того или другого автономного округа в форме трансферта. Такая выраженная тенденция привела к тому, что в проектных расходах Программы на 2024-2025 гг. доля иных межбюджетных трансфертов будет составлять более 80 %, а финансирование в виде бюджетных инвестиций обнулится. Это настораживающий факт, так как традиционно именно предоставление целевых трансфертов, связанных с бюджетными инвестициями, способствует экономическому росту [22, с. 67]. Отдельного рассмотрения заслуживает источник финансирования данной программы, а именно доля налога на прибыль, поступающая от налогоплательщиков из автономных округов6. Из-за такой особенности традиционно доля этого налога в источниках доходов Тюменской области чрезвычайно высока. Структура поступлений от него показана на рис. 4. В общем объеме данного источника сам по себе Юг Тюменской области (территория фактической юрисдикции бюджета данного субъекта РФ) обеспечивает поступление не более 40-50 %, а остальное добавляется в рамках упомянутого выше Договора между субъектами. Зачастую такая специфика не учитывается в компаративистских исследованиях финансового или бюджетного потенциала рассматриваемых территорий, что приводит к определенным искажениям. Так, например, оценка финансового потенциала автономных округов, проводимая с использованием только поступающего в бюджеты этих округов налога на прибыль, не будет корректной7, так как отражает только ту часть, которая зачисляется туда (70,5 % от причитающейся суммы8), в то время как аналогичный показатель Тюменской области всегда будет завышен. Сопоставление абсолютных показателей данного источника доходов и расходов, предусмотренных Программой за период 2015-2022 гг., показал значительное расхождение (табл. 2). 6В приложениях к законам об исполнении бюджета Тюменской области отмечается, что администраторами доходов этой части поступающего в бюджет налога на прибыль организаций выступают управления ФНС по ХМАО — Югре и ЯНАО соответственно. 7 Так, например, в работе [6, с. 29-30] у ЯНАО в 2018 г. зафиксирован самый низкий вАрктике бюджетный индекс (0,069), почти самый низкий экономический (0,069), но при этом самый высокий инвестиционный индекс (0,240). 8 Анализ сумм налога на прибыль организаций за период 2015-2022 гг. показал точное соблюдение установленной пропорции распределения налога между Севером и Югом. Поступления данного налога в бюджеты округов и Тюменской области во все годы были строго «70,5/29,5» без исключения. © Гамукин В. В., 2024 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz