Север и рынок. 2024, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 121-136. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 1, pp. 121-136. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ собственность автономных округов, на передачу объектов незавершенного строительства в государственную собственность автономного округа. Мероприятие №7 включает расходы: на строительство домов интернатов, социальных центров, дошкольных организаций, общеобразовательных учреждений, иных (комплексных) объектов образования; инженерное обеспечение и строительство объектов профильного образования; строительство объектов зимних видов спорта в г. Ханты-Мансийске; строительство и реконструкцию объектов здравоохранения; инженерную инфраструктуру объектов здравоохранения; обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков; приобретение недвижимого имущества; участие в формировании уставного капитала акционерных обществ; затраты на временную эксплуатацию объектов, охрану введенных в эксплуатацию и законсервированных объектов, изготовление технических планов, оплату исполнительных листов; затраты на проведение предварительного осмотра приобретаемых объектов и проведение экспертиз по приобретаемым объектам, в том числе привлеченными экспертами, на оплату обязательных платежей при создании акционерных обществ; строительство и реконструкцию иных социальных объектов5. Динамичное изменение объемов Программы происходило одновременно с изменением форм финансирования (рис. 2). Если первоначально в период 2015-2016 гг. преобладали только две формы, а именно «Бюджетные инвестиции» и «Оказание государственных услуг», то к настоящему времени значительная доля расходов реализуется в виде «Иных межбюджетных трансфертов бюджетам автономных округов». Рис. 2. Динамика объема Программы по формам финансирования с учетом дат внесения в нее изменений, млн руб. Источник: рассчитано на основе данных Постановления Правительства Тюменской области от 30.12.2014 №705-п с изменениями. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 17.10.2023) Нужно отметить, что за счет изменений долей этих 3 форм финансирования произошла значительная трансформация изначальной сути Программы (рис. 3). Вначале она предполагала перераспределение финансовых ресурсов от налога на прибыль, генерируемого налогоплательщиками автономных округов, в бюджет Тюменской области с последующим расходованием этих средств из бюджета области для финансирования нужд жителей автономных округов напрямую в виде бюджетных инвестиций для создания и модернизации сети учреждений, строительства дорог, жилья и проч., а также для оказания государственных услуг путем финансирования деятельности учреждений. 5К сожалению, в подавляющем большинстве отсутствуют целевые параметры программы, на основании которых можно судить о существенном влиянии, оказываемом ею на социальную сферу или экономику округов. «Реализация мероприятий на территории автономных округов осуществляется, как врамках государственной программы «Сотрудничество», так и в рамках государственных программ автономных округов, в связи с чем, определение отдельных количественных результатов программы«Сотрудничество» не представляется возможным» (цитата: с. 11 Постановления № 329-п). В этой связи основным параметром эффективности Программы является процент ее исполнения с точки зрения освоения денежных средств. © Гамукин В. В., 2024 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz