Север и рынок. 2024, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 121-136. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 1, pp. 121-136. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ бюджетов субъектов РФ на душу населения с учетом всех этих особенностей. Поэтому актуализируется потенциал использования межрегиональных горизонтальных финансовых связей. Важное место в этом процессе занимает бюджетный механизм, посредством которого происходит перераспределение финансовых ресурсов, поступающих от налогоплательщиков, к месту их использования, а также образуются различные межрегиональные потоки бюджетных денежных средств. Все это может и должно способствовать решению обозначенных специфических северных задач. При этом невозможно игнорировать проблему значительной бюджетной дифференциации регионов России. В работе [12, с. 143-144] показано, что традиционно группу регионов, у которых фактические расходы покрываются бюджетными доходами, формируют нефтегазодобывающие регионы (Сахалинская область, Ямало-Ненецкий, Ханты- Мансийский и Ненецкий автономные округа, Татарстан и Тюменская область), а также экономически высокоразвитые субъекты РФ, не получающие дотаций из федерального бюджета. Дополнительно к этому, все рассматриваемые нами субъекты РФ —Тюменская область, ХМАО — Югра и ЯНАО — входят в немногочисленную группу регионов, у которых более 50 % собранных налогов3 перечисляется в федеральный бюджет [14, с. 665]. Следовательно, в орбиту финансово самодостаточных регионов входят все три рассматриваемых в настоящем исследовании субъекта РФ, но при этом природа бюджетного благополучия Тюменской области до конца остается не раскрытой с учетом того ключевого значения, которое имеют финансовые потоки, организованные в рамках рассматриваемой Программы. В ней соблюдаются существенные принципы межбюджетных отношений [15, с. 89]: предсказуемость и своевременность предоставления финансовых средств; обязательная компенсация расходов по обязательствам перед третьими лицами; финансово-экономическая обоснованность решений публично-правовых образований, изменяющих финансирование межбюджетных трансфертов; недопустимость произвольного отказа публично-правового образования от принятых на себя обязательств. Вместе с тем, здесь трудно спорить с утверждением [16, с. 96], что ключевой вопрос организации межбюджетных отношений: как обеспечить выравнивание бюджетных возможностей с одновременным 3 Такая особенность позволяет данным регионам активно использовать методы налогового стимулирования своего экономического и социального развития. Так, ХМАО—Югра иЯНАО входят в немногочисленную группу регионов, где наиболее активно сохранением стимулов на местах к максимизации собственных доходов — это действительно дилемма, которая в полной мере вряд ли разрешима. Возможности межрегионального бюджетного перераспределения в России, направленного на развитие межсубъектного взаимодействия и кооперации, в том числе в сфере решения экологических проблем, а также реализацию совместных инфраструктурных проектов, представлены недостаточно широко [17, с. 109]. В этом контексте рассматриваемый механизм Программы является весьма востребованным для всего региона. Приоритет использования программного подхода для решения межрегиональных проблем подтверждается актуальностью управления по целям, которое базируется на программно­ проектном подходе, предполагающем наличие у органов власти управления не только целей развития территории, но и возможности максимизации степени их достижения в условиях финансовых ограничений, а также выбора инструментов, минимизирующих издержки осуществления межрегиональной политики [18, с. 255-256]. В целом необходимо согласиться с позицией [19], что государственное планирование и управление играют соответствующую роль в развитии человеческого потенциала территорий и поселений и именно региональный уровень управления, действуя в рамках правовых норм и долгосрочного бюджетного планирования, способен достичь высокого уровня устойчивости региональной экономики и развития человеческого потенциала в условиях Севера. Материалы и методы В процессе исследования использованы методы сравнительного и структурного анализа данных исторических рядов, а также корреляционный анализ. Использованы финансовые показатели Программы «Сотрудничество» с учетом актуализированного перечня ее мероприятий и направлений расходования средств на период 2015-2025 гг. (30 документов), а также данные плановых и отчетных бюджетов автономных округов и Тюменской области за 2015-2022 гг. (144 документа). В процессе исследования было важно обеспечить соблюдение принципа симплифицируемости для обеспечения высокого уровня доступности понимания и оперативности анализа как для лиц, принимающих решение, так и для всех субъектов бюджетных отношений в регионе с целью донесения реализуются налоговые инициативы властей. Бюджетные потери от налоговых льгот всреднем составили 9,3 %от общей суммы налога наприбыль, поступившеговихбюджеты[13, с. 43-44]. © Гамукин В. В., 2024 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz