Север и рынок. 2024, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 121-136. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 1, pp. 121-136. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ the possibility of a modification in the program's format or a reassessment of its funding source. The presented case study of horizontal financial redistribution among regions may offer valuable insights for Far East regions with a similar sectoral structure, characterized by a predominant extractive sector in the economy. Elements of this financial redistribution mechanism could prove beneficial within the integration processes in the new regions of Russia. Keywords: corporate income tax, budget surplus, Cooperation program, redistribution coefficient, social expenses, complex constituent entity of the Russian Federation For citation: Gamukin V. V Financial redistribution among the budgets of Tyumen, Yamal, and Yugra: Distinctive aspects. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 1, pp. 121-136. doi:10.37614/2220-802X.1.2024.83.009. Введение Среди многообразия факторов, определяющих особенности формирования финансовых отношений в экономических условиях Севера России, важное место занимает специфика бюджетного механизма в сложноустроенных субъектах РФ. Ярким представителем такого рода регионов является Тюменская область с входящими в ее состав автономными округами, один из которых, Ямало­ Ненецкий, полностью входит в Арктическую зону РФ. Вместе с Ханты-Мансийским автономным округом — Югрой они являются ключевыми регионами России, обеспечивающими не только энергетический суверенитет страны, но и существенную долю бюджетных ресурсов федерального уровня бюджетной системы. При этом в данном макрорегионе имеется уникальный пример перелива финансовых ресурсов между бюджетами автономных округов и Тюменской области, организационно закрепленный в формате программы «Сотрудничество» (далее Программа), действующей с 2005 г. Начало тому было положено 9 июля 2004 г. в момент заключения трехстороннего договора о взаимодействии трех субъектов РФ. Подписанный документ был направлен на углубление их сотрудничества для реализации совместных проектов в экономике и социальной сфере по обеспечению достойной жизни граждан всех субъектов. Ни в одном из других сложноустроенных субъектах РФ не было создано инструмента, похожего на данную Программу. Уже почти 20 лет1с ее помощью происходит перераспределение финансовых средств из одних бюджетов в другой и обратно. Весь период Программы можно разделить на 2 этапа. Первый ее этап был реализован в 2005-2014 гг. В настоящий момент актуален более современный вариант этой государственной Программы, которая утверждена Постановлением Правительства Тюменской области № 795-п от 30 декабря 2014 г. Особенность Программы раскрывается через механизм аккумулирования и использования денежных средств для ее реализации. Источником средств для Программы на основании действующего 1 В момент появления, а именно 25.10.2004 г., эта программа называлась «Север», но всего через 15 дней Постановлением с самого начала ее внедрения условия являются 29,5 % от налога на прибыль организаций автономных округов, зачисляемых в бюджет Тюменской области для финансирования части полномочий по предметам совместного ведения РФ и Тюменской области, которые она, в свою очередь, осуществляет на всей территории области, включая автономные округа. Расходной особенностью Программы является то, что реализация ее мероприятий за счет средств областного бюджета происходит на территориях ХМАО — Югры и ЯНАО. Целью статьи является выявление особенностей перераспределения финансовых ресурсов между субъектами РФ в период 2015-2025 гг. в формате горизонтального бюджетного регулирования в рамках данной программы и упомянутого Договора. Вызывают научный интерес не столько сами объемы перераспределения, сколько принципы, положенные в основу этого механизма, среди которых значимое место следует отвести принципу эквивалентности денежных средств и решаемых за их счет задач, а также принципу приоритезации расходов, акцентированных на обеспечении жизнедеятельности в особых условиях Севера. Как справедливо отмечено в работе [1, с. 29], Север требует большего объема финансовых средств по сравнению с регионами с более мягким климатом. Рост регионального валового продукта здесь может обеспечиваться финансовыми ресурсами через приток дополнительных инвестиций, что в итоге способно обеспечивать населению северных регионов достойный уровень доходов, а низкие температуры, фрагментарность расселения населения и огромные расстояния являются причинами повышенной потребности в дополнительных объемах финансовых ресурсов со стороны сектора публичных финансов. Следовательно, любые отвлечения бюджетных средств от решения данных задач могут трактоваться как не в полной мере эффективные, что недопустимо в ситуации, когда бюджетная система России стала активным участником политических и экономических трансформаций [2], которые предпринимает наша страна для обеспечения своей национальной Администрации Тюменской области № 142-пк ее название было изменено на«Сотрудничество». © Гамукин В. В., 2024 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz