Север и рынок. 2024, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 121-136. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 1, pp. 121-136. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ Научная статья УДК 336.1 doi:10.37614/2220-802X.1.2024.83.009 ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, ЯМАЛА И ЮГРЫ Валерий Владимирович Гамукин Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия, valgam@mail.ru, ORCID 0000-0002-4396-274X Аннотация. Социально-экономические условия Севера России оказывают значительное влияние на формирование финансовых отношений. Важное значение имеет специфика бюджетного механизма в сложноустроенных субъектах Российской Федерации, примером которых является Тюменская область с входящими в ее состав автономными округами. В данном макрорегионе существует уникальный пример перераспределения финансовых ресурсов между бюджетами субъектов, организационно закрепленный в формате программы «Сотрудничество». Целью статьи является выявление особенностей перераспределения финансовых ресурсов между субъектами РФ в период 2015-2025 гг. в формате горизонтального бюджетного регулирования в рамках данной программы. Основными траекториями перераспределения являются: перемещение финансовых ресурсов в виде налога на прибыль организаций от места генерирования налога на Севере к месту его использования на Юге; частичный возврат в виде бюджетных инвестиций, оказания государственных услуг и иных межбюджетных трансфертов бюджетам автономных округов. В последние годы произошло полное вытеснение расходов на капитальное строительство и нарастание иных межбюджетных трансферов. Обнаружена прямая пропорциональность между объемом финансирования программы и коэффициентом перераспределения, который предложено рассчитывать как отношение иных межбюджетных трансфертов к налогу на прибыль организаций, поступающий в бюджет Тюменской области с территории автономных округов. Если тенденция на замещение финансирования в форме бюджетных инвестиций и оказания государственных услуг иными межбюджетными трансфертами сохранится, можно предположить изменение самого формата программы или пересмотр размера источника ее финансирования. Рассмотренный пример межрегионального горизонтального перераспределения финансовых ресурсов может быть интересен регионам Дальнего Востока, имеющим схожую отраслевую структуру с преобладанием добывающего сектора экономики. Отдельные элементы механизма перераспределения финансовых ресурсов могут быть полезны в рамках интеграционных процессов в новых регионах России. Ключевые слова: налог на прибыль организаций, профицит бюджета, программа «Сотрудничество», коэффициент перераспределения, социальные расходы, сложноустроенный субъект Для цитирования: Гамукин В. В. Особенности перераспределения финансовых ресурсов между бюджетами Тюменской области, Ямала ИЮгры // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2024. №1. С. 121-136. doi:10.37614/2220-802X.1.2024.83.009. Original article FINANCIAL REDISTRIBUTION AMONG THE BUDGETS OF TYUMEN, YAMAL, AND YUGRA: DISTINCTIVE ASPECTS Valerij V. Gamukin Tyumen State University, Tyumen, Russia, valgam@mail.ru, ORCID 0000-0002-4396-274X Abstract. The socio-economic conditions in the North of Russia exert a significant influence on financial relations. Of particular importance is the unique budgetary mechanism within the complex constituent entities of the Russian Federation, exemplified by the Tyumen region and its autonomous districts. This macro-region presents a distinctive case of financial redistribution among subjects, which is governed by the Cooperation program. The objective of this article is to elucidate the nuances of financial redistribution among the constituent entities of Russia within the 2015-2025 timeframe under the framework of horizontal budgetary control outlined in the Cooperation program. The primary redistribution trajectories include the reallocation of financial resources, specifically corporate income tax, from the North, where it is generated, to the South, where it is utilized, and their partial return in the form of budgetary investments, provision of public services, and other intragovernmental transactions to the budgets of autonomous districts. In recent years, a notable shift has been observed, involving the abandonment of spending on capital construction and an increase in other intragovernmental transactions. A direct correlation has been identified between the funding allocated to the program and the redistribution coefficient. This coefficient is proposed to be calculated as the ratio of other intragovernmental transactions to the corporate income tax going into the Tyumen region's budget from the territories of autonomous districts. Should the trend of substituting budgetary investments and public services provision with other intragovernmental transactions persist, it raises © Гамукин В. В., 2024 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz