Север и рынок. 2024, № 1.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 108-120. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 1, pp. 108-120. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ - помимо коммерческих брендов использовать легитимные, укрепляющие институциональный капитал социальные бренды3 как эффективные инструменты коммуникационной стратегии региона, цель которой заключается в повышении устойчивости (резилентности) региона в условиях современных вызовов. В итоге оптимальный наработанный институциональный капитал позволит обеспечить геоэкономическую субъектность региона (его устойчивость, резилентность) и расширить (и укрепить) ареал его компетенций. Это обеспечит успешность местной администрации в процессе адвокатирования транзакций. Выводы Механизмы, реализующие трансформацию структуры имущественных отношений в экономические результаты, являются важнейшим драйвером пространственной трансформации, которая ведет к декаплингу разных частей экономического пространства (центра и периферии). Особенно это касается северных территорий, ориентированных на ресурсоемкие производства. Очевидно, что в данных условиях (когда деньги являются биржевым товаром и наблюдается дефицит длинных денег) сложился определенный, не в пользу периферии, баланс внешних и внутренних бенефициаров. В то же время сформировавшееся поле конкуренции компетенций при надлежащем адвокатировании транзакций создает возможность повышения компетентности путем оптимизации дизайна рыночных регуляторов, что позволит достичь в конечном счете баланса интересов внешних (центр) и внутренних (периферия) бенефициаров. Конечный эффект определяется тем, насколько администрация региона обладает необходимыми компетентностью и волей. Речь идет о совершенствовании государственного и стратегического планирования в целях повышения субъектности региональной власти и усиления ее компетенции как за счет использования местных ресурсов, так и за счет коррекции баланса институтов и регулирования правового порядка через сетевые и контрактные взаимодействия, институциональные соглашения, лицензии и т. д. Системная настройка институционального дизайна региона включает в себя как укрепление ответственности государства путем расширения сферы его вмешательства (интервенция вширь), так и усиление роли государства в уже регулируемых сферах (интервенция вглубь), не допуская провалов институционального капитала при переводе регионального хозяйства в новую социально экономическую реальность и обеспечении синхронизации действий субъектов с учетом субсидиарной и солидарной ответственности иерархированных уровней власти (федерального, регионального). Подобный подход обладает определенной практической значимостью, а именно: он при формировании в регионе контрактной системы дает экономико-правовое основание легитимности защитных действий местной администрации (включая протекционистскую политику по отношению к резидентам, не аффилированным с внешними бенефициарами), нацеленных на усиление переговорной позиции при адвокатировании транзакций. При этом предложенная система организационно-институциональных мер направлена на совершенствование локальной институциональной практики в рамках действующей институциональной матрицы. Она не является нарушением антимонопольного законодательства, так как направлена на восстановление условий конкуренции и снижение издержек эксплуатации социальной системы. Подобные механизмы системно применяются в мировой практике, в частности, они предусмотрены (при наступлении определенных обстоятельств) в правилах Всемирной торговой организации, а также при реализации определенных стандартов (например, карбонового стандарта низкоуглеродной экономики). Список источников 1. Пилясов А. Н. Региональная промышленная политика в арктических территориях: какая она есть и какой ей быть? // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2021. Т. 24, № 3. С. 7-29. doi:10.37614/2220-802X.3.2021.73.001. 2. Пилясов А. Н., Цукерман В. А. Где в Арктике лучшие условия для реализации мер региональной промышленной политики? // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2023. Т. 26, № 3. С. 22-43. doi:10.37614/2220-802X.3.2023.81.002. 3. Dixit A., Stiglitz J. Monopolistic competition and optimum product diversity // American Economic Review. 1977. No. June. pp. 297-308. 3 Под социальным брендом понимается система семантических, аудиовизуальных и иных конструкций, коммуникаций, институтов и институций, формирующих узнаваемый контекст и влияющих на социальный климат. Посредством механизма социальных брендов навязывается новый формат взаимодействий агентов, в соответствии с которым структура социальных брендов становится приоритетной по отношению к производственной структуре [31, с. 17]. © Толстогузов О. В., 2024 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz