Север и рынок. 2024, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 108-120. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 1, pp. 108-120. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ рынков — это рынки несовершенной конкуренции, где сфера правительственного вмешательства плохо определена [28]. Она подпадает под некоторые меры административного регулирования (антимонопольное законодательство, стандарты, налоги и субсидии и т. д.). В то же время такие экономические инструменты, как «входной билет» на рынок, регулирование цен и в целом контрактной системы, используются недостаточно. Практику особых экономических зон вряд ли можно назвать в этом смысле удачным примером, поскольку она действует на ограниченном участке экономического пространства. Однако надо целенаправленно воздействовать на трансформацию всего экономического пространства, учитывая реальную рыночную структуру с экзогенными механизмами, когда инвестиции в северной периферии без поддержки государства изначально являются плохими инвестициями (причем плохими в финансовом измерении именно для самого региона). Альтернативой сложившейся ситуации является усиление ответственности государства за развитие всего экономического пространства, а не только центра. С одной стороны, справедливая (по отношению к периферии) монетизация власти, безусловно, должна осуществляться в соответствии с силовыми линиями экономического поля, с другой — требуется оптимальная настройка социальной системы. При этом, учитывая сложившийся в условиях периферийной территории локальный баланс институтов и сформировавшиеся институциональные зоны, становится очевидным, что укрепление формального порядка должно проводиться через укрепление институциональной зоны 2, а также посредством антимонопольного и иного административного законодательства ограничение зоны 3 и исключение зоны 4. В целом необходимо как системную работу осуществить ряд мер, а именно: - расширить государственное вмешательство (интервенция вширь); - усилить роль государства в регулируемых зонах (интервенция вглубь). Системная настройка институционального дизайна должна учитывать и баланс институтов, и совершенствование государственных институтов развития, включая также контроль адресных денег. Тогда смогут осуществляться и эффективно функционировать проектные контракты, обеспеченные государственными институтами развития и требуемым дизайном рыночных регуляторов. В этом случае деньги — это уже средство соизмерения контрактных обязательств и средство их выполнения. При этом контроль над денежной массой, ценообразованием и рисками становится сферой ответственности государства, причем не только федерального правительства, но и региональных органов власти. При правильно выстроенной архитектонике экономического пространства и стратегических коммуникациях местного сообщества экономические агенты, понимая политику макрорегуляторов и доверяя им, быстрее и корректнее будут учитывать управленческие и информационные сигналы (которые вместе с повышением доверия снизят неопределенность будущего) и будут принимать правильные инвестиционные решения. В этом случае бизнес будет обеспечивать ожидаемую капитализацию коммерческих брендов, а государство сформирует институциональный капитал, снижая социальную ставку дисконтирования и выстраивая необходимый баланс интересов бенефициаров. Идея институционализации капитала принадлежит П. Бурдье [35]. Он определил три формы капитала: инкорпорированная, объективированная и институционализированная. Через последнюю форму как раз и осуществляется переход от долговой экономики к новой, легитимизируемой посредством институционального капитала. В этом смысле институциональный капитал понимается как система организационных возможностей территории отвечать на вызовы, а также понижать издержки эксплуатации социальной системы. Он должен стать основой для принятия управленческих решений, должен обеспечивать необходимый баланс бюрократизации и самоорганизации, а также установить оптимальное взаимодействие государственного, частного, монопольного и общественного секторов экономики на основе правильных стимулов. Для этого необходимо выполнить следующие действия: - в рамках действующей институциональной матрицы сформировать алгоритм взаимовыгодного сотрудничества и обеспечения контрактов исковой силой, причем снижая транзакционные издержки, определяя масштаб деятельности агента и его легитимность, подтвержденную регионом; это позволит обеспечить «гармонию интересов всех сторон» на основе гражданско-правовых (контрактных) отношений [34]; - регулировать социальную ставку дисконтирования для расширения масштаба деятельности фирм и развития форм государственно-частного партнерства и иных государственных институтов развития, внедрять принципы правильных стимулов и мотивов для привлечения инвесторов (с одной стороны) и снижения оппортунизма стейкхолдеров (с другой стороны); - разработать систему поддержки коммерческих брендов, обладающих коммерческой значимостью и способных эффективно реализовываться в условиях сложившегося локального равновесия межрегиональных и мировых рынков; © Толстогузов О. В., 2024 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz