Север и рынок. 2024, № 1.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 108-120. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 1, pp. 108-120. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ Зона1 • Формальное регулированиеабсолютно не корректируется неформальными нормами Зона 2 • Неформальные регуляторы заполняютзазоры, которые пока еще не охвачены формальными правилами, выступают «подналадкой» их действия или действуют как социокультурная коррекция V Зона 3 • Хозяйственная деятельность форматируется та к называемым «типовым» контрактом, устной договоренностью. Может проявиться правовая инверсия: влокальной институциональной практике проявляется приоритетность частного порядка над общим V Зона 4 • Безраздельнодействует неформальное регулирование экономики. Частное право монополизируетрегулятивную функцию ввиду бездействия или провалов законодательных норм V Институциональные зоны регулирования практики хозяйствования (содержание разработано автором) Именно в таком контексте надо подходить к оценке и поиску причин неэффективности управленческих решений и устранению неэффективности институтов, отталкиваясь от понимания обустроенности реальной рыночной структуры. Эта реальность создает следующую картину: центр (как главный бенефициар ренты) определяет в ресурсном регионе правила игры внешних бенефициаров, контроль над транзакциями со стороны внешних бенефициаров, используя ситуацию с правовой инверсией. Не последним (в деле дискриминации периферии) инструментом является монетарный фактор. Речь идет не только о недомонетизируемости денежной массы (обуславливающей дефицит инвестиций), но и об использовании предоставляемых внешним бенефициаром долговых денег, не связанных ни с производством ценности, ни с оборотом активов. В итоге имеем плохо обеспеченные активы (связанные с переработкой и восстановлением природных ресурсов), легко проглатываемые крупными аффилированными группами. Фактор долговых денег поддерживается монетизацией власти, осуществляемой строго в соответствии с силовыми линиями экономического поля. Такая реальность делает простой путь превращения вещи в деньги очень длинным — через плохо ликвидные деривативы, причем зачастую выведенные из процесса производства ценности (например, ценности природного капитала). Фирма (резидент периферии) вынуждена действовать в рамках такой монетарной и денежно-кредитной политики, притом скорректированной внешним бенефициаром под свои правила (зона 3) и без учета состояния отраслевого рынка и экономики региона или социальных и экологических проблем. Данные обстоятельства не способствуют должному обеспечению долговых и ценовых контрактов большинства резидентов северных периферийных регионов, работающих с рисковыми активами (с землей и прочими природными ресурсами [31]). Финансовый холдинг или иной внешний бенефициар в любой момент может ввести санкции из-за установленных им же правил. При этом будет использовать произвольное (спекулятивное) дисконтирование ценности активов. В то же время роль государственных институтов развития как регуляторов и аллокационных распределителей ренты сильно ограничена. Неэффективность политики обусловлена тем, что большинство реальных межрегиональных © Толстогузов О. В., 2024 115
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz