Север и рынок. 2024, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 108-120. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 1, pp. 108-120. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ В то же время формальные нормы не исключены из реальной деятельности фирм. Они по-прежнему действуют, например, как средство достижения предконтрактных договоренностей или как введение Макроинститут задает траекторию движения агента (транзакцию) в виде просторного коридора, обусловленного диспозитивностью и процессуальностью норм. А далее вступает в дело конкуренция компетенций, проявляемая через адвокатирование транзакций. Значение приобретает договорное право, особенно для периферийных ресурсных территорий [34]. Мезоинституты описывают процессуальное звено, определяющее выполнение реализации имущественных прав, а также в контексте местных институциональных и социальных укорененностей определяют особенности организационных механизмов, посредством которых поддерживается легитимность транзакции и обеспеченность контрактов исковой силой. Рынок чемберлинского типа в части ценового механизма кардинально отличается от совершенного рынка. При этом величина и структура контрактной цены становятся результатом порядка хозяйствования со свойственными ему транзакционными издержками. В них включаются не только управленческие усилия (в рамках рутины), но и усилия, направленные на преодоление экономических и административных барьеров, поддержку исковой силы контрактов и т. д. Если фирма не обладает достаточной рыночной силой, то данные издержки становятся не просто большими, но зачастую превращаются в непреодолимый барьер для развития компании. Общий фон таких совокупных издержек составляет издержки эксплуатации социальной системы. Таким образом, северные регионы и их резиденты, в условиях слабого административного ресурса и недостаточной компетентности в деле адвокатирования транзакций, оказываются в дискриминационном положении. В этом заключается суть механики, создающей большую перегрузку контрактов периферийных резидентов совокупностью транзакционных издержек. В частности, посредством этой механики происходит перенос инфляции издержек на периферийную территорию. Традиционный подход допускает, что экономическая система опирается на институциональную организацию, определяющую в целом экономический порядок, а эволюционный подход при этом ставит в фокус внимания еще и процессуальный порядок ограничения в поведение контрагента (например, посредством санкций арбитражного суда). В таблице показана типология институтов по степени их влияния и формальности в ареале действия контрактов. контрактации. В локальных институциональных практиках зачастую она расширяется за счет формирования частного порядка в дополнение к правовому порядку. Однако это создает возможности и для эффективного взаимодействия процессов самоорганизации и бюрократизации местного сообщества. Таким образом, это дает основание и возможность для институциональных инноваций в настройке социальной системы и тем самым для коррекции механизма ценообразования и дележа экономической ренты. На рисунке показано, как в ходе конкуренции компетенций (в рамках правоприменения гражданского и антимонопольного законодательства, арбитражных и иных процессуальных кодексов) в регионе формируются условные институциональные зоны, отражающие взаимодействие формальных и неформальных правил, процессы самоорганизации и бюрократизации локального сообщества. Неформальные практики, как действенные механизмы, встраиваются в «зазоры» формальных институтов. Чем шире эти зазоры, тем сильнее воздействуют неформальные практики. Все это способствует появлению зоны 2. Данные институциональные практики даже могут стать доминирующими. Это происходит, когда экономическая деятельность форматируется так называемым «типовым» контрактом, или некими неоднозначными условиями контрактов, или устными договоренностями. На рынках чемберлинского типа это приобретает решающее значение и приводит к правовой инверсии — утверждается локальная приоритетность частного порядка над общими правилами (зона 3). Экономическим следствием данного обстоятельства на ресурсоемких рынках становится дискриминация фирм-резидентов со стороны внешних бенефициаров (с соответствующим увеличением транзакционных издержек и отсутствием финансов на восстановление природных ресурсов в регионе-экспортере) [6]. Кроме того, монополия начинает проявлять свой капиталистический (эгоистичный) характер, пренебрегая социальными, экологическими или иными стандартами, интересами коренных народов и т. д ., практически доводя ситуацию до зоны 4. Типология институтов по уровню влияния и формализации Институты Формальные Неформальные Макроинституты Законы Социальные нормы Мезоинституты Контракты Договоренности. Институции Примечание. Источник: составлено автором. © Толстогузов О. В., 2024 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz