Север и рынок. 2023, № 4.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 4. С. 49-59. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 4, pp. 49-59. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ отраслях показатель будет несколько ниже среднего за счет большей заинтересованности в обновлении основных фондов. К сожалению, данные табл. 2 показывают, что ситуация диаметрально противоположная. Как минимум две из пяти исследуемых отраслей во всех регионах Арктической зоны Российской Федерации демонстрируют износ основных фондов выше, чем в среднем по всем отраслям соответствующего региона. При этом в 5 из 9 (55,5 %) количество таких отраслей уже достигает четырех, при этом в большинстве случаев наибольший износ имеет именно профильная для региона отрасль — добывающая или обрабатывающая. Полученные в исследовании данные подтверждают наличие серьезной экономической угрозы регионам Севера и Арктической зоны Российской Федерации в виде пассивной стратегии управления обновлением основных фондов. Уже отмечалось, что с течением времени проблема будет только усугубляться, и без серьезной корректировки отношения предприятий к политике управления основными фондами может возникнуть крайне негативная ситуация, когда экономика регионов не сможет выполнять поставленные перед ней задачи. Кроме того, новые внешние факторы, влияющие на ведение хозяйственной деятельности, сами по себе требуют отхода от традиционных управленческих схем, даже если они ранее считались высокоэффективными. Например, пандемия коронавируса (COVID-19) нанесла серьезный удар по многим мировым логистическим цепочкам поставок товаров и ресурсов, что вынудило практически все страны подвергнуть корректировке собственные стратегии обеспечения экономической безопасности. Можно даже утверждать, что пандемия стала новым этапом в развитии мировой экономики и ознаменовала переход к постглобализации [23]. В случае Российской Федерации усложнение ведения международной деятельности дополнительно осложнилось санкционным противостоянием с западными странами. Для управления основными фондами это означает закрытие доступа к ряду иностранных технологий и расходных материалов, а также к привлечению специалистов и ремонтному обслуживанию. Таким образом, и без того сложная ситуация с износом основных фондов, ключевых для экономики регионов Севера и Арктической зоны Российской Федерации, значительно усугубилась. С другой стороны, в некоторой степени такую ситуацию можно считать возможностью для стимулирования экономики. Российская Федерация вполне способна заменить технологии и наладить производство собственных товаров, к которым был утрачен доступ из-за санкций. Естественным образом новые предприятия положительным образом повлияют как на состояние основных фондов в регионах, так и на повышение экономической безопасности страны. Но осуществление подобных преобразований потребует серьезных одновременных усилий со стороны законодательной власти и исполнительной власти на местах, а также значительного количества финансовых ресурсов. Выводы и дискуссия Исследование управления основными фондами в регионах Севера и Арктики Российской Федерации в контексте обеспечения финансовой безопасности устойчивого развития показало, что на сегодняшний день существуют как системные угрозы, которые уже не однократно обсуждались в различных исследованиях, так и совершенно новые угрозы, возникшие в связи с современной ситуацией в мире. Таким образом, теоретическая база для дальнейших исследований вопросов региональной экономической безопасности была дополнена новыми актуальными данными. В то же время управляющие органы власти на основании результатов работы могут получить представление о текущей ситуации и провести соответствующие мероприятия для снижения или устранения негативных последствий. К системным угрозам региональной финансовой безопасности относится крайне пассивная и плохо проработанная политика управления обновлением основных фондов на предприятиях. У хозяйствующих субъектов отсутствует желание проводить мероприятия по обновлению или модернизации функционирующих основных фондов, а власти предлагают им слишком мало стимулов для этого. В большинстве случаев снижение показателя износа основных фондов в регионах Севера и Арктической зоны Российской Федерации происходит за счет реализации крупных инвестиционных проектов федерального уровня, что не решает проблему устаревания основных фондов на других предприятиях. Современной угрозой экономической безопасности является усложнение ситуации на мировой арене и осложнение доступа предприятий Севера и Арктической зоны Российской Федерации к иностранным рынкам оборудования и ресурсов. На федеральном уровне данный вопрос решается поиском новых иностранных партнеров и переориентированием рынков, но региональным властям все равно следует очень внимательно проработать вопросы, связанные с обеспечением модернизации и обновления основных фондов, с предприятиями, чтобы иметь представление © Крапивин Д. С., 2023 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz