Север и рынок. 2023, № 4.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ to technologies, add another layer of complexity. To mitigate these threats, the study recommends implementing a comprehensive fixed assets management policy, developing incentive programs for timely fixed assets modernization and renewal, and designing import substitution policies. This approach aims to unlock the financial and economic potential of Russia's North and Arctic regions, ensuring a high level of economic security in fixed assets management. Keywords: regional economy, fixed assets, management, import substitution, Russian Arctic Acknowledgments: this research was conducted at the Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre under the research and development project FMEZ-2023-0011 titled "Strategic Approaches to Managing Financial and Investment Potential to Ensure the Financial Security of Sustainable Development in Russia's Arctic Regions in the New Geopolitical Reality". For citation: Krapivin D. S. Ensuring financial security in Russia's North and Arctic regions through fixed assets management. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 4, pp. 49-59. doi:10.37614/2220-802X.4.2023.82.004. СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 4. С. 49-59. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 4, pp. 49-59. Введение Вопросы обеспечения безопасности на любом уровне и в каждом своем аспекте являются крайне важными для существования любой страны, поэтому множество специалистов различных отраслей задействованы в их изучении, раскрытии и обосновании. Комплексность вопросов, связанных с безопасностью, требует заранее определить понятийный аппарат и условия, в которых будет вестись исследование. Наиболее крупной категорией в вопросе безопасности как законодателями, так и исследователями традиционно принимается национальная безопасность [1], причем это характерно как для Российской Федерации [1; 2], так и для зарубежных стран [3; 4]. В общем виде национальная безопасность включает в себя: информационную безопасность в бизнесе и технической сфере, контроль государства над стратегическими отраслями, конкурентоспособность страны на мировой арене, экономическую самодостаточность и независимость, безопасность логистики в отношении наиболее значимых ресурсов [5]. Но с течением времени и усложнением международных отношений, сменой приоритетов и интересов различных сил появляются теории, которые ставят экономическую безопасность на один уровень с национальной [6], хотя и продолжают считать первую составной частью второй. Объясняется это тем, что как угрозы, критерии оценки, так и ориентиры обеспечения национальной безопасности носят экономический характер. С этой точки зрения затрагиваются процессы структурных изменений в экономике, которые играют важнейшую роль в обеспечении экономического роста и определяют устойчивость экономических систем к внешним вызовам [7; 8]. Показательным примером современной экономической проблематики обеспечения национальной безопасности является усиление конфронтации США, Европы и Японии с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой на фоне усиления экономик вторых и появления возможности напрямую конкурировать на различных мировых площадках [9]. Таким образом, первичной угрозой для себя каждая из стран считает именно экономические факторы, хотя реакция может носить и неэкономический характер. Именно большое влияние политических мотивов определяет большую сложность проведения исследований в области национальной безопасности на глобальном уровне, особенно в части составления прогнозов. Кроме того, наличие некоторого запоздания в появлении статистических данных в базах данных и прочих открытых источниках зачастую приводит к низкой актуальности и практической значимости полученных результатов. Для устранения данных недостатков при проведении исследований вопросов экономической безопасности наиболее целесообразно, по мнению автора, будет использовать региональный подход, то есть опуститься на один уровень ниже национального. Это, в первую очередь, позволяет в значительной степени избавиться от влияния «политической воли» [10] как отечественных, так и зарубежных политиков. Поскольку причины и последствия принятия тех или иных политических решений не всегда могут быть очевидно обоснованы с точки зрения экономики, из-за чего они очень сложно поддаются измерению, что является серьезным фактором неопределённости для исследования. Конечно, полностью избежать этого не получится, и некоторое внешнее влияние всегда будет проявляться на любом уровне, но чем ниже будет находиться уровень, тем меньше будет искажений из-за политических вопросов. Другим положительным моментом является то, что традиционно различные территории, особенно в такой обширной стране, как Российская Федерация, имеют собственную специализацию в той или иной отрасли. Это определяет экономическую близость различных регионов в рамках данных территорий, что позволяет исследовать различные вопросы, в том числе обеспечения экономической безопасности, с наличием значительной статистической, правовой и практической базы для проведения анализа и получения результата. Можно сразу отметить, что в данном исследовании субъектом являются регионы, территории которых входят в состав северной и Арктической зоны Российской © Крапивин Д. С., 2023 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz