Север и рынок. 2023, № 4.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 4. С. 34-48. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 4, pp. 34-48. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ Кадровый дефицит и недостаток оборудования частично компенсируют использование мобильных установок и выездные формы работы. Активны выездная бригада Центра медицины катастроф, выездные бригады ЦРБ, диагностическая выездная поликлиника с дообследованием в комплексном диагностическом центре г. Сыктывкара. Цифровые формы работы демонстрирует пока единичный, но внушительный 20-летний опыт дистанционного обслуживания населения Детской республиканской больницы8. В свете быстрого старения населения приоритетом социальной политики в Европе в отношении благополучия пожилых людей ("in later life") с ограниченными возможностями здоровья становится доступность коек длительного ухода [18]. Эта тема актуальна и для северных российских регионов с высокой долей такого населения в сельской местности и размещением коек длительного ухода преимущественно в удаленных ЦРБ. Депопуляция и уплотнение системы расселения особенно заметно проявляются в территориальной организации образования: 1) со снижением численности населения в группе 0-17 лет сокращается количество детских общеобразовательных организаций, закрываются детсады и малокомплектные школы; 2) сеть объектов общего образования трансформируется, приобретает динамичный и мобильный характер; 3) формы обучения на селе комбинируются — детские сады заменяют дошкольные группы при средних и основных школах, популярна «начальная школа — детсад»; 4) активизируется перевозка учащихся от места жительства к месту обучения. В настоящее время ежедневным подвозом школьными автобусами к месту учебы охвачено более 5,9 тыс. школьников. Подвоз организован в 154 школы на 225 автобусах по 235 маршрутам протяженностью 3,6 тыс. км. По данным ГИБДД, примерно 20 % школьных маршрутов вообще не пригодны для перевозки детей и требуют ремонта9. Предварительная оценка географии и потоков перевозки позволила выделить моно- и полицентричные сети разного типа. К типу I относятся моноцентричные сети с мощным центром и потоками от 19 до 167 чел. II тип характеризует сети со вторым малым центром, но почти весь поток 200 и 400 человек аккумулируют райцентры. Сети III типа — полицентричные, с главным и малыми центрами. В райцентрах и крупных пунктах оседает от 40 до 80 % потоков в 300-400-700 учащихся. IV тип объединяет полицентричные сети с двумя главными и малыми центрами, половина наиболее мощных потоков (540 и 1016 человек) распределяется в райцентр и центр крупного поселения, а остальная часть — в малые центры. В тип V входят полицентричные сети с двумя-тремя равными центрами. В них поток (100-200-300 человек) распределяется сравнительно равномерно. Типы мобильных школьных сетей представлены на рис. 3. Задачи трансформации трансфера школьников характерны не только для северных регионов России, но и для редконаселенных районов других стран [19]. Сопоставление каркасов расселения и социальной инфраструктуры в контексте ограничений, обусловленных неразвитостью транспортного каркаса, позволяет сделать следующие выводы относительно сопряженности слоёв пространства социального развития: 1) «дефицит» транспортных сетей вызывает географическое несовпадение с местами проживания населения, образует в социосервисном пространстве рубежи сезонной недоступности и опасно продолжительного времени получения врачебной помощи; 2) выездные формы медико-врачебной помощи не могут в полной мере закрыть пространственные лакуны ее получения в полном объеме; 3) снижение демографического потенциала малонаселенных пунктов входит в конфликт с доступностью услуг общего образования, но инициирует новую коммуникацию, «простраивающую» сопряжение транспортного и социосервисного слоёв в виде мобильных школьных сетей; 4) мобильные школьные сети имеют двоякую природу — стратегического ресурса сохранения школьного образования и «разрушителя» системы расселения, поскольку «нет школы — нет села». Таким образом, имеют место несоразмерность и несогласованность расселенческого и социосервисного пространства, но предпринимаются попытки обеспечить их когерентность за счет мобильных форм взаимодействия. И здесь есть мощный резерв в виде развития инфраструктуры информационно коммуникационных услуг Республики Коми, которую в настоящее время характеризует цифровое неравенство сельского и городского населения, проявляющееся в «урбанистическом» характере размещения базовых сетей, дискриминации доступа к современным форматам (4G, 5G), ограниченном выборе услуг в удаленных и труднодоступных пунктах [20]. 9 Муниципалитетам Коми помогут с ремонтом школьных маршрутов. 25.02.2022. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/140886/ (дата обращения: 19.03.2022). ©Дмитриева Т. Е., 2023 8 Власова Л. Центр на связи // Газета «Республика». 18.06.2022. URL: http://respublika11.ru/2022/06/18/tsentr-na-svyazi/ (дата обращения: 22.06.2023). 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz