Север и рынок. 2023, № 4.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 4. С. 190-205. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 4, pp. 190-205. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ И МУНИЦИПАЛИТЕТАХ СЕВЕРА И АРКТИКИ С учетом текущего состояния фармрынка считаем, что принятие данной нормы не окажет существенного влияния на состояние доступности ЛС в Арктической зоне РФ. Препятствующим фактором являются несогласованность публичного и частного прав в сфере обращения ЛС, невозможность организации рентабельного бизнеса с ограниченным рынком сбыта и в связи с этим низкая физическая доступность (в данном случае доступность объектов розничной торговли лекарственными препаратами) в удаленных от центра малонаселенных селах Арктики. Анализ показал, что в большинстве случаев фармдеятельность могут осуществлять только организации, расположенные в административных центрах, при этом жители национальных наслегов якутской Арктики испытывают большие сложности в части доступа к ЛС, поскольку розничная продажа лекарственных препаратов должна осуществляться по адресу, указанному в лицензии на розничную торговлю. Предполагается, что результаты эксперимента по дистанционной торговле рецептурными лекарственными препаратами в нескольких регионах РФ и тиражирование подобной практики будет способствовать расширению доступности для граждан лекарственной помощи не только в крупных городах, но и в сельской местности [45]. Но с учетом транспортных схем и проблем по обеспечению широкополосного доступа в Интернет якутской Арктики, вероятность улучшения ситуации в интересуемом нас регионе весьма низкая. Принимая во внимание исторический опыт решения проблем обеспечения доступности качественных, безопасных и эффективных ЛС (не имея в виду лишь лекарственное обеспечение) в труднодоступных удаленных местностях, считаем необходимым более явно использовать ресурсы публичных органов здравоохранения с участием фармспециалистов. В частности, в связи с низкой доступностью лекарственной помощи в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах имеется объективная необходимость участия фармспециалистов в мероприятиях, направленных на повышение качества фармакотерапии за счет взаимодействия провизоров, врачей и пациентов, обучения пациентов и формирования приверженности к лечению, а также необходимость участия в выездных медицинских бригадах фармспециалистов, в том числе в выездной плановой реализации лекарственных препаратов и адресной их доставки пациентам, имеющим хронические заболевания. Первоочередные меры: 1. Установить, что аптечные и медицинские организации, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленные подразделения (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско- акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в арктических районах, могут осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпускаемыми без рецепта на лекарственный препарат, выездным (разносным) способом, осуществляемым вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях (с внесением изменений в п. 1 ст. 52 м п. 1 ст. 55 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», а также в ряд подзаконных актов). 2. Для решения кадровых проблем целесообразно установить норму в отношении фармацевтических работников (аналогичную медицинским), впервые прибывшим (переехавшим) на работу в закрытые административно-территориальные образования, расположенные в Арктической зоне РФ, о предоставлении единовременных компенсационных выплат. Заключение Россия по количеству АО на 10 тыс. человек населения превосходит многие страны мира [46]. Вместе с тем Арктическая зона Российской Федерации на примере Якутии демонстрирует проблемы, связанные с физической недоступностью ЛС. В контексте вопросов охраны здоровья человека доступ к основным лекарствам (ограниченного перечня ЛС), с учетом оказания медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации (лекарственного обеспечения), вполне закономерно рассматривается органами здравоохранения в рамках общественного здоровья. Для решения текущих проблем обеспечения доступности качественных, безопасных и эффективных ЛС (включая безрецептурные) в труднодоступных удаленных местностях Арктической зоны РФ считаем необходимым развитие механизмов государственной поддержки посредством имеющихся ресурсов публичных органов здравоохранения. Самой фармацевтической отрасли предстоит еще долгий путь развития, траектория которого зависит и от того, какое значение будет придаваться географическим условиям, отраслевому образованию, популяционным особенностям и другим факторам. Многоаспектность и комплексность, наличие черт, присущих общественным благам, и норм, имеющих отношение к реализации прав человека, различие юридических характеристик субъектов правоотношений, невозможность сохранения в отрасли на долгий срок консервативных параметров © Тарабукина С. М., Шишигина А. Н., 2023 199
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz