Север и рынок. 2023, № 4.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 4. С. 190-205. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 4, pp. 190-205. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ И МУНИЦИПАЛИТЕТАХ СЕВЕРА И АРКТИКИ Направление совершенствования физической доступности ЛС в арктических населенных пунктах История спорадических и бессистемных попыток решения вопросов обеспечения доступности лекарств и аптечных услуг в условиях отсутствия лекарственной помощи на территориях, не способных обеспечить высокий доход содержателям частных аптек, из-за малой численности населения и дефицита аптек в этих населенных пунктах наблюдается еще со времен Российской империи [39]. Как в прошлом веке, так и сейчас регионы пытаются в рамках своих полномочий внести изменения в законодательство, как правило, для решения проблем доступности ЛС и аптечных услуг за счет публичных органов здравоохранения. В СССР обеспечение лекарствами сельского населения осуществлялось преимущественно через ФАПы, отнесенные к аптечным пунктам II группы. Фельдшер по договору получал лекарственные препараты в центральной районной аптеке и реализовывал их населению. За проданные лекарства он получал от аптеки вознаграждение в виде процента от стоимости реализованных товаров. После принятия в 2006 г. Положения о лицензировании фармацевтической деятельности4 такая практика оказалась вне закона ввиду запрета розничной реализации ЛС без соответствующей лицензии. В результате сельское население в районах, где отсутствовали АО, лишилось возможности приобретения лекарственных препаратов. Решить проблему должен был федеральный закон об обращении лекарственных средств 2010 г.5, который разрешал розничную реализацию ЛС медицинским организациям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленным подразделениям, расположенным в сельских поселениях, в которых нет аптек [40]. По отдельным оценкам лекарственное обеспечение в сельской местности по стране в период с 2007 по 2011 г. существенно улучшилось по сравнению не только с периодом предыдущим, но и с советским [41]. Субъектам РФ предоставлено право самостоятельно решать вопросы организации лекарственной помощи населению с учетом территориальных особенностей. И регионы самостоятельно в рамках своей бюджетной обеспеченности предпринимают предусмотренные законодательством меры. Так, в Сахалинской области в населенных пунктах, где отсутствуют АО, 4 Постановление Правительства РФ от 6 июля 2006 г. № 416 «Положение о лицензировании фармацевтической деятельности». 5Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». 6 Перечень ЖВНЛП утверждается ежегодно согласно клиническим данным. См.: распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2018 г. осуществление доставки фармпродукции гражданам обеспечивается из АО учреждениями здравоохранения: специалистами участковой службы, фельдшерами ФАП или сотрудниками скорой медицинской помощи. При медицинских учреждениях организованы «мобильные бригады» по доставке препаратов на дом пожилым гражданам с привлечением волонтеров [21]. Очевидно, что предпринятые меры по повышению доступности лекарственных препаратов для населения отдаленных районов России, где отсутствуют АО, были направлены на легализацию продажи ЛС из ФАПов. Вопросы минимальных ассортиментов лекарственных препаратов для розничной реализации в целях оказания медицинской помощи в ФАПах для АО все еще требуют проработки [41]. Неопределенный уровень ответственности за качество составления перечней ЛС привел к формализации действий, несоответствию между функциями ФАПов и лекарственным обеспечением населения [42]. В отечественном здравоохранении существуют проблемы в системе оказания медицинской помощи на каждом уровне, а ее качество и доступность для населения по-прежнему остаются на низком уровне, что усугубляется географическим аспектом [43]. Хотя государства являются основными адресатами обязательств по правам человека, меняющаяся природа корпораций требует иного подхода к их корпоративной ответственности, направленной на реализацию прав человека [44]. Понятие доступности является достаточно общеприменимым правореализующим принципом. В контексте вопросов доступа к основным лекарствам в целях охраны здоровья человека, оказания медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации вопросы ЛС вполне закономерно рассматриваются с точки зрения общественного здоровья и органов здравоохранения. Но, имея в виду государственную систему здравоохранения, критерием выбора удовлетворяемых потребностей выступает ограниченный перечень основных ЛС. В связи с этим, на сегодня в целях разработки подзаконных актов во исполнение Федерального закона «О северном завозе» логично отнесение к грузам первой категории ЛС из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖВНЛП)6. № 3053-р «Об утверждении перечней медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг». © Тарабукина С. М., Шишигина А. Н., 2023 198
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz