Север и рынок. 2023, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 4. С. 190-205. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 4, pp. 190-205. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ И МУНИЦИПАЛИТЕТАХ СЕВЕРА И АРКТИКИ региону, что обусловлено сезонностью преобладающей части огромной территории. Лишь чуть более половины сельских поселений обеспечены дорогами с твердым покрытием, и потому практически все (92 %) автодороги — это автозимники (большей частью прокладываемые по замерзшему льду рек). В связи с этим, основной завоз грузов, как правило, обеспечивается водными путями или по зимним автопутям. В арктических районах транспортная составляющая наиболее сложная. В отдельных наслегах, состоящих из нескольких населенных пунктов, на которые приходится один аптечный пункт, расстояние между этими населенными пунктами в арктических районах может доходить до нескольких десятков или сотен километров при отсутствии между ними круглогодичных автомобильных и водных путей сообщения. К примеру, в Верхоянском районе — якутский район в Арктике с наибольшим количеством населенных пунктов, но сравнительно не с самой сложной транспортной схемой — показатель «Количество человек на 1 АО» составляет 2002 чел. При этом, пять АО расположено в двух городских поселениях (45 % населения всего района) из 17 городских и сельских поселений, объединяющих 29 поселков и сел. Среднее расстояние от села до районного центра в этом районе составляет 112 км и достигает до 502 км (с. Барылас). До этого села грузы доставляются лишь автозимником, то есть транспортная доступность составляет в среднем 111 дней в году, в период их действия. В Якутии обеспечение доставки ЛС до арктических районов осуществляется муниципальными предприятиями или субъектами предпринимательства по многоступенчатой транспортной схеме, где основную роль играет авиатранспорт. Авиатранспорт на огромной территории Республики Саха (Якутия) является единственным круглогодичным средством транспортного сообщения и, как известно, наиболее быстрым и дорогостоящим, что объясняет преобладание в арктических районах Республики Саха (Якутия) доли аптек муниципальной собственности — 73 %, а в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ — 100 %. Характеристика отдельных факторов, влияющих на состояние физической доступности ЛС Анализ физической (географической) доступности региона представляется целесообразным дополнить изучением факторов, влияющих на развитие аптечной сети в регионе: 1) розничного фармацевтического рынка (товарооборота), который, с одной стороны, демонстрирует платежеспособность потребителей услуг АО [36], а с другой — является отражением степени развитости сети аптечной розничной торговли, поскольку субъекты фармрынка, включая АО, функционируют в рыночных условиях и нацелены на получение прибыли [37]; 2) кадровой обеспеченности, как фактора, влияющего на развитие структуры аптечных организаций, поскольку действующие требования к лицензированию аптечной организации содержат условия в отношении персонала организации: образование (среднее или высшее фармацевтическое) и стаж работы (от 0 до 5 лет). Результаты анализа основных показателей розничного фармрынка (товарооборота) в районах Арктической зоны Республики Саха (Якутия) за 2010-2019 гг. представлены в таблице, где в столбцах 2 и 3 приведены данные фармацевтического товарооборота за 2010 и 2019 гг. соответственно; в столбцах 4 и 5 — сумма розничного фармацевтического товарооборота за 10 лет и его среднее значение соответственно; в столбце 6 — коэффициент роста за 2010 и 2019 гг., в столбце 7 приведен рейтинг арктических районов Республики Саха (Якутия) по показателю среднего значения фармрынка. При росте фармацевтического товарооборота по Якутии в целом за период с 2010 по 2019 г. в 4,05 раза в ее арктических районах этот рост составил 100 %. Доля показателей товарооборота арктических районов республики в общей сумме розничного рынка Республики Саха (Якутия) в 2010 г. составляла 5,52 %, а в 2019 г. — 2,65 %, то есть уменьшилась на 50 %. В среднем показатель розничного фармрынка по арктическим районам за 10-летний период возрос до 169,6 млн руб. (максимум зафиксирован в Верхоянском районе — 43,0, минимум — 0,45 млн руб. в Оленекском). Доля показателей районов Арктики от общей величины по Республике Саха (Якутия) снизилась до 2,92 %. Наименее развитый фармрынок по данным товарооборота демонстрируют данные по Эвено- Бытантайскому, Анабарскому и Оленекскому районам. Соответственно, достаточно большой размах демонстрируют данные по среднедушевому потреблению ЛС. Так, если по данным 2010 г. в среднем на душу населения было приобретено ЛС на 2,19 тыс. руб. и в относительно наиболее благополучном из арктических районов (Верхоянском районе) на 2,83 тыс. руб., то в Анабарском — на 120 руб., в Эвено-Бытантайском — на 200 руб. Среднее значение данного показателя в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) составляло в 2010 г. 1,54 тыс. руб., а по республике — 2,19 тыс. руб., то есть в 1,4 раза. Спустя 10 лет столь существенная разница показателя среднедушевого потребления ЛС в арктических районах Якутии © Тарабукина С. М., Шишигина А. Н., 2023 195

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz