Север и рынок. 2023, № 4.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 4. С. 190-205. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 4, pp. 190-205. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ И МУНИЦИПАЛИТЕТАХ СЕВЕРА И АРКТИКИ актуальна проблема доступа к ЛС жителей сельских и отдаленных местностей [15]. Идеальной системы обеспечения доступности ЛС, которая бы устраивала всех участников процесса, в мире не сформировано. Но во многих странах право на здоровье рассматривается как основа всеобщего доступа к основным ЛС, практически реализуемом в национальных системах здравоохранения [16]. Вместе с тем наблюдается тенденция роста безрецептурных лекарственных препаратов (по некоторым данным, к 2024 г. объем мирового рынка безрецептурных лекарственных препаратов может превысить 178 млрд долл.) [17]. По отдельным оценкам в РФ соотношение затрат государства и граждан на ЛС составляет: 65-70 % — средства граждан и 30-35 % — средства государственных бюджетов [18]. С учетом наличия ряда универсальных критериев доступности в социальной сфере (физическая, в том числе географическая; экономическая, культурная, организационная, в том числе информационная, социальная) [1; 10], акцентируя внимание на вопросы физической (географической) доступности, отметим, что отечественные исследователи не так часто обращаются к данным вопросам. Исключением являются работы д. фарм. н. Е. А. Тельновой [19], связанные с вопросами управления здравоохранением [20]. Так, на примере Сахалинской области ею рассмотрена физическая доступность ЛС с учетом пространственно-временных факторов и ассортиментной доступности [21], в обеспечении последней она отмечала необходимость проактивной роли государства [22]. К ключевым проблемам лекарственного обеспечения в сельской местности она относит: недостаточно развитую инфраструктуру системы лекарственного обеспечения населения в связи с отсутствием экономической целесообразности открытия аптечных учреждений; низкую укомплектованность кадрами; недостаточную квалификацию специалистов; значительную удаленность и труднодоступность населенных пунктов; отсутствие устойчивой связи и преобладание населения с низким уровнем доходов [23; 24]. В медицинской среде, в основном, тема рассматривается с точки зрения биологической доступности ЛС, в том числе для определенных категорий населения [25] и вопросов оптимизации лекарственной помощи [26]. При этом традиционное понятие доступности ЛС может быть расширено по видам — организационной, технологической, потребительской, физической, (в том числе длительность отсутствия ЛС на момент обращения, отсутствие службы доставки ЛС на дом и др.) [27]. Физическая доступность может включать также транспортную доступность и наличие ЛС [28]. Измерение доступности, как справедливо отмечается, является многомерной задачей с учетом отсутствия универсального индикатора [29]. В целом доступность ЛС является достаточно обсуждаемой правовой проблемой. Значительные усилия в развитии реализации «прав на лекарства», включая лекарственное обеспечение, прилагаются Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ [1]. С правовой точки зрения вопросы доступности ЛС также рассматриваются в контексте развития пока зарождающегося фармацевтического права и ФП прежде всего в работах А. А. Мохова [30]. Отсутствие терминологической ясности в отношении понятия «лекарственное обеспечение» в законодательстве в области здравоохранения, наряду с текущим состоянием развития фармацевтической отрасли, не способствует улучшению ситуации [1]. То, что отечественное законодательство не в полной мере готово к изменениям во взаимоотношениях публичного и частного интересов, продемонстрировал период пандемии [31]. Таким образом, очевидно принято, что введение географических и демографических норм расширения сети аптек относится к видам деятельности, направленным на обеспечение доступности ЛС для населения непременно с учетом соблюдения баланса обеспечения законных условий для прибыльной деятельности всех операторов фармрынка [32]. При этом ключевая роль в соблюдении баланса интересов отводится государству [33]. Цель данной работы — на основе анализа физической доступности ЛС в арктических районах Якутии сформулировать необходимые меры государственного регулирования доступности ЛС в Арктической зоне РФ для улучшения текущего состояния. С одной стороны, работа дополняет ранее проведенные исследования [34; 35], с другой — анализ доступности лекарственной помощи определяется выполнением следующих задач: количественный и качественный анализ показателей, характеризующих развитие системы фармрынка, в том числе физической доступности ЛС в арктических районах Республики Саха (Якутия), розничного товарооборота и среднедушевого потребления ЛС. При этом внимание сфокусировано на вопросах физической (географической) доступности ЛС. Кроме того, для целей исследования представлена историческая ретроспектива управленческих решений по урегулированию проблемы доступности ЛС в сельской местности. Новизна работы определяется в комплексной оценке физической доступности ЛС в арктических районах РФ и, в частности, тем, что впервые обращено внимание на ее состояние в местах традиционного проживания и традиционной © Тарабукина С. М., Шишигина А. Н., 2023 192
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz