Север и рынок. 2023, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 4. С. 190-205. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 4, pp. 190-205. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ И МУНИЦИПАЛИТЕТАХ СЕВЕРА И АРКТИКИ This study aims to provide a rationale for a set of government regulation mechanisms aimed at improving access to medicines in the region. Guided by axiological principles, the study employs analysis and synthesis, systems analysis, structural analysis, mathematical tools, and statistical analysis. The study utilizes data from official statistics reports, the National Register of Medicines, archives run by the Ministry of Health of the Sakha Republic (Yakutia), and local pharmacies. This research contributes to the scientific discourse on social policy issues in Arctic regions, focusing on the unique binary status of pharmaceutical companies caused by the ambiguous roles played by healthcare and federal authorities. Using Yakutia as a case study, the article sheds light on the current situation with access to medicines in regions traditionally populated by indigenous peoples. The analysis of the pharmaceutical market in Yakutia and its Arctic districts from 2009 to 2023 reveals both general positive trends in healthcare and the low effectiveness of existing measures, necessitating a clearer definition of government participation forms. The study gives additional proposals in this domain. Due to the multidimensionality of interdependent yet separate public (healthcare) and private (pharmacies) sectors, further research can be done into ways to improve the quality of life of the local population in the context of economic and social inequality. Keywords: Russian Arctic, Sakha Republic (Yakutia), medicines, access, pharmacy, retail sale of medicines Для цитирования: Tarabukina S. М., Shishigina А. N. Access to medicines in the Arctic districts of the Sakha Republic (Yakutia). Sever i rynok:formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 4, pp. 190-205. doi:10.37614/2220-802X.4.2023.82.013. Введение Необходимость повышения доступности лекарственных средств для всех социальных групп населения вне зависимости от региона проживания подчеркивается официальными документами различного уровня. Так, в соответствии со Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации в 2023 г. принят Федеральный закон «О северном завозе»1. Согласно норме данного закона, лекарственные средства отнесены к грузам первой категории, то есть к грузам, необходимым для обеспечения жизнедеятельности населения и стабильного функционирования организаций социальной сферы и других сфер. Насколько принятие данной нормы будет способствовать совершенствованию доступности лекарственных средств (далее —ЛС) в населенных пунктах, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов (территориям северного завоза), зависит и от содержания последующих подзаконных актов. Более половины территории самого крупного региона России — Республики Саха (Якутия) — входит в Арктическую зону РФ и характеризуется экстремально низкими температурами зимой, значительными расстояниями между труднодоступными населенными пунктами и малой численностью проживающего населения. На начало 2023 г. численность постоянного населения в 13 арктических районах Якутии составила 64,3 тыс. чел., или 6,4 % от общего числа жителей республики. Принятие управленческих решений призвано зависеть от степени зрелости теоретических и практических оснований. Анализ литературных источников подтверждает актуальность обращения к теме исследования, поскольку вопросы ее теоретической проработки, с одной стороны, обсуждаемы, но, вместе с тем, настолько многоаспектны, что проблемы малочисленного региона рискуют остаться незамеченными. В России законодательно право граждан на доступ к лекарствам не формализовано [1]. За рубежом понятие прав человека на доступ к лекарствам исторически находилось под тенью прав на здоровье [2]. Но за последние четыре десятилетия фармацевтическая практика претерпела трансформацию из деятельности, связанной с приготовлением и распределением лекарственных препаратов, в когнитивную практику [3], постепенно потенциал аптек последователями Хелпера и Стрэнда [4] расширяется от простой продажи товаров до оказания помощи пациентам [5]. Это связано с ограниченностью ресурсов государств на здравоохранение, что не является оправданием при достижении более высокого уровня медицины [6]. В США фармацевтическая помощь (далее — ФП) рассматривается как услуга по управлению ЛС, и это связано, в частности, с тем, что на пациентов старше 65 лет тратится более 201 млрд долл. в год из-за побочных эффектов от приема лекарств, которые можно предотвратить [7]. Но фармацевтическая отрасль и здравоохранение, развивавшиеся изолированно друг от друга, — системы с различными ценностями и целями [8]. Известно, какое влияние патентное право в фармацевтике оказало на удорожание системы здравоохранения в США [9]. В нашей стране на регулирование доступности ЛС также влияют нормы интеллектуальных прав [10]. Развитие ФП в аптеках выгодно для пациентов, но конфликт интересов является достаточно серьезным барьером для развития обеих отраслей [11]. Модели и практика ФП в разных странах сильно различаются [12]. Так, в Канаде речь идет о начальном пути развития ФП во внебольничных аптеках [13], в Австралии выдача лекарств всему населению отслеживается структурами здравоохранения [14], но и здесь 1Федеральный закон от 4 августа 2023 г. №411-ФЗ «О северном завозе». Вступает в силу 1 апреля 2024 г. © Тарабукина С. М., Шишигина А. Н., 2023 191

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz