Север и рынок. 2023, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 4. С. 175-189. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 4, pp. 175-189. РАЦИОНАЛЬНОЕ И ЭКОЛОГОСБАЛАНСИРОВАННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ для сохранения жизнедеятельности и темпов роста мальков при перевозке по маршруту8. Дооборудование одного сухогруза, по экспертным оценкам, может составить от 5 до 10 млн руб. В то же время создание нового флота под потребности рассматриваемого проекта нецелесообразно: это оттянет время запуска проекта и существенно увеличит его стоимость. Таблица 2 Варианты логистического снабжения трех рыбоводных заводов в азиатской Арктике № Количество судов Место базирования судна Генетико­ селекционный центр Стоимость судов, млн руб. Ежегодные затраты, млн руб. Итого транспортных затрат до 2035 г., млн руб. I 1 Новосибирск Певек 22,1 5,99 58,7 II 1 Красноярск Певек 22,1 9,43 79,7 III 2 Новосибирск, Красноярск Сабетта Певек 44,1 10,21 106,5 IV 2 Новосибирск, Якутск Дудинка Певек 44,1 11,12 112,0 V 2 Красноярск, Якутск Дудинка Певек 44,1 14,22 131,0 VI 3 Новосибирск, Красноярск, Якутск Сабетта Дудинка Певек 56,9 14,99 148,4 VII 1 Якутск Певек 22,1 24,34 170,8 Примечание. Источник: составлено авторами. К ежегодным затратам отнесены затраты на дизельное топливо, сборы портов при развозе кормов, амортизация флота и авиадоставка икры к ГСЦ. Помимо перечисленного, в вариантах, где это необходимо, в ежегодные затраты включена стоимость железнодорожной доставки корма из Новосибирска. В последнем столбце табл. 2 приведены суммарные транпортные затраты, которые понесет сеть из трех рыбоводных заводов до 2035 г. (в ценах 2023 г.). В результате сравнения суммарных транспортных затрат наиболее выгодным получился вариант базирования одного судна в Новосибирске и ГСЦ в Певеке. Данный вариант показан на рис. 2. Груженое кормом судно из Новосибирска следует в Певек, выгружает необходимый для Певека корм, загружает мальков и обратным ходом развозит корм и мальков по остальным заводам. После выгрузки сырья в каждом населенном пункте на борт можно принимать груз, который необходимо доставить в следующие по маршруту пункты или в Новосибирск. Это могут быть как излишки продукции рыбоводных предприятий, так и товары от местных жителей или компаний. При анализе вариантов логистического обеспечения сети из восьми заводов (табл. 3) следует также обеспечить базирование одного судна в Новосибирске и ГСЦ в Певеке. Отметим, что в этом случае при покупке сетью одного судна оно должно быть более крупным, обепечивая снабжение восьми заводов вместо трех. Авторами заложена покупка судна ледового класса грузоподъемностью до 1800 тонн в вариантах I, III, VIII. В вариантах V, VII для выполнения требуемого объема транспортной работы дополнительно осуществляется покупка судна ледового класса грузоподъемностью до 1000 тонн. В вариантах II, VI используются по два 1000-тонных судна. В IV варианте они же используются в комбинации с маломощным судном (до 600 тонн), работающем на Енисее. На рисунке 3 изображен маршрут следования груженого кормом судна в Певек, выгрузка необходимого корма, загрузка мальков для сети и, также как в случае с тремя заводами, развоз мальков и корма по сети на обратном пути следования в Новосибирск. 8 Перевозка занимает около месяца для сети из трех заводов и около полутора для восьми заводов. © Тарасова О. В., Андерсон Д. Ю., 2023 182

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz