Север и рынок. 2023, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 4. С. 175-189. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 4, pp. 175-189. РАЦИОНАЛЬНОЕ И ЭКОЛОГОСБАЛАНСИРОВАННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Наиболее удобным является расположение ГСЦ в Певеке, ввиду наличия прямых рейсов из Магадана. Авиадоставка из Магадана в Дудинку возможна лишь с пересадкой во Владивостоке, а из Магадана в Сабетту — в Москве. Таким образом, при вхождении Певека в маршрут следования судна, ГСЦ следует располагать именно там. Причем, в связи с фактом независимости расхода топлива от загрузки судна (зависит только от скорости), первостепенно нужно следовать именно туда для выгрузки корма и загрузки на борт емкостей с мальками, предназначенных для остальных заводов сети. В связи с наличием портовых сборов оптимальным является вариант доставки к заводам одновременно и мальков, и корма. По этой же логике, при наличии в маршруте судна Сабетты и/или Дудинки, следует выращивать мальков там и делать соответствующее поселение первым пунктом на пути следования. 2. Обосновать покупку собственного судна или использование услуг логистических компаний. Далее предстоит сравнить затраты на логистику внутри сети при приобретении собственного флота и с помощью услуг логистических компаний. С этой целью были запрошены тарифы по необходимым направлениям у логистических компаний ООО «Скайгрупп», ООО «Новый Уровень» и транспортно-логистической компании «АТА». Также были найдены цены, технические характеристики и расчитаны затраты на обеспечение топливом подходящих для проекта судов. Для примера сравним стоимость доставки в сеть из трех заводов необходимого количества корма по тарифам логистических компаний и с помощью собственного флота при базировании двух судов в Новосибирске (перевозит корм в Сабетту) и Красноярске (в Дудинку и Певек). Для крупных заводов в Дудинке и Сабетте необходимо по 346 тонн корма ежегодно, для ГСЦ в Певеке — 194 тонны. Доставка корма осуществляется каждый год разово в период летней навигации. В итоге ежегодная стоимость обеспечения сети заводов кормом и икрой оценивается в 10,21 млн руб., а стоимость приобретения судов — в 44,1 млн руб. Если же вместо покупки флота пользоваться услугами вышеперечисленных логистических компаний, работающих на соответствующих маршрутах, ежегодная доставка корма только из Новосибирска в Сабетту (346 т *51,2 тыс. руб/т = 17,7 млн руб) и из Якутска в Певек (194 т * 165 тыс. руб/т = 32 млн руб.)6. Таким образом, даже без учета обеспечения завода в Дудинке и без учета железнодорожной доставки из Новосибирска 6Тарифы предоставленыавторамстатьи по письменномузапросу. 7 См., например, сайт «Продажа и аренда судов морского и речного флота, береговых объектов и портовой инфраструктуры. Управление проектами. Сюрвей. Консалтинг» [Электронный ресурс]. URL: https://ships.marinerus.ru/ в Якутск, транспортные затраты составят 49,7 млн руб. Однозначно видна выгода приобретения собственного флота. Таким образом, услуги логистических компаний далее к рассмотрению не берутся. 3. Разработать маршрут развоза кормов. Согласно перечню отечественных предприятий, осуществляющих производство специализированных рыбных кормов, корм для семейства лососевых производится компаниями ООО «Норег» в Санкт-Петербурге, ООО «БИФФ» в Астраханской области, ООО «НПК "АКВАТЕХ"» в Новосибирске, компанией «Прометрика» в Саратовской области, ООО «НПО "Агро-Матик"» в Нижегородской области и ТК «Мираторг» в Курской области. Доставка кормов для рыбоводных предприятий моделируемой сети будет осуществляться водным путем из Новосибирска — расположен на реке Обь, связанной с СМП, связан транспортной сетью с другими заводами по производству кормов. Оттуда же возможен комбинированный вариант железнодорожной и водной доставки через Красноярск или Якутск, расположенные на Енисее и Лене. На следующем этапе проводится когнитивное конструирование вариантов логистического обеспечения рыбоводной сети и сравнительный анализ затрат. В таблице 2 представлены варианты логистического обеспечения сети из трех заводов, расположенных в Сабетте, Дудинке и Певеке. Обозначены количество задействованных судов, места их базирования и расположение ГСЦ. Для каждого варианта разработаны маршруты следования судов. С учетом необходимого для каждого завода объема корма закладывалась покупка небольшого судна грузоподьемностью до 600 тонн для проходки по реке или же, в случае пролегания маршрута по акватории Северного Ледовитого океана, более крупного судна грузоподъемностью до 1000 тонн, имеющего ледовый класс. В табл. 2 представлены варианты I, II, VII, в которых куплено одно большое судно ледового класса, осуществляющее развоз кормов по всей сети заводов. В ином случае часть маршрута охватывается маленьким судном по реке Енисей, а часть — судном ледового класса, следующим по СМП (вариант VI). Оба судна имеют ледовый класс в вариантах III, IV, V. Стоимость судов необходимого класса, осадки и дедвейта (600-1800 тонн) бралась с открытых каталогов (зачастую цена лота предоставлялась по запросу)7. Кроме того, учитывались затраты на перегон судна (с Каспийского или Балтийского бассейнов), а также необходимость дооборудования ships/ (дата обращения: 10.05.2023); сайт Cemastco S & P. Сухогрузные суда на продажу [Электронный ресурс]. URL: https://cemastco.com/ru/category/ sukhogruznye-suda-na-prodazhu/ (дата обращения: 23.09.2023). © Тарасова О. В., Андерсон Д. Ю., 2023 181

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz