Север и рынок. 2023, № 4.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 4. С. 142-156. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 4, pp. 142-156. ВОПРОСЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ и локальные вычислительные сети, широкополосный доступ к сети Интернет, специальные программные продукты. В рассматриваемый период в большинстве арктических регионов (за исключением Республики Карелия, Архангельской области и Республики Саха (Якутия)) произошло и уменьшение доли предприятий, использующих облачные сервисы и имевших веб-сайты (за исключением Республики Саха (Якутия)). Большинство арктических регионов заметно отстают по уровню цифровизации экономической деятельности от среднероссийского уровня. Сравнительно благополучной можно считать только ситуацию в Республике Карелия. Наибольшее отставание в цифровой трансформации региональной экономики выявлено в четырех субъектах: Республике Коми, Ненецком АО, Красноярском крае и Республике Саха (Якутия). Больше всего вопросов вызывает ситуация в Красноярском крае — это промышленно развитый регион, и для обеспечения устойчивости социально экономического развития этого региона остро необходима ускоренная цифровая трансформация экономики. Представляется, что на региональном уровне должна быть принята соответствующая программа. Уровень цифровизации населения, оцененный по использованию семьями персональных компьютеров, сети Интернет и мобильной связи, заметно ниже, чем в целом в стране во всех субъектах АЗРФ, за исключением Ямало-Ненецкого АО, в котором выявлено превышение среднероссийского уровня по всем проанализированным показателям. В целом благополучной следует считать и ситуацию в сфере цифровизации повседневной жизни людей, проживающих в Мурманской области, которая отстает от среднероссийского уровня только по показателю «число подключенных абонентских устройств мобильной связи в расчете на 1000 чел. населения», но это тоже очень высокий показатель — в среднем на каждого жителя Мурманской области, включая детей и пожилых граждан, в 2021 г. приходилось более двух подключенных устройств. Больше всего проблем в части цифровизации населения накопилось в Республике Коми и Красноярском крае. В этих субъектах АЗРФ все 6 проанализированных показателей находятся на уровне значительно ниже среднего в стране. Проведенное исследование показывает, что пандемия убедила далеко не всех руководителей российских организаций в необходимости ускоренного внедрения ИКТ, о чем свидетельствует тот факт, что значимых положительных изменений в ходе цифровизации экономической деятельности в стране в 2020 и 2021 гг. не наблюдалось. Говорить об ускоренной цифровой трансформации экономики арктических регионов России также нет оснований. В сфере цифровой трансформации экономики в целом среди арктических регионов лидируют Ямало-Ненецкий АО и Республика Карелия. Наиболее проблемные регионы — Республика Коми, Красноярский край и Ненецкий АО. Представляется, что в названных субъектах должны быть разработаны специальные программы по ускоренной цифровизации бизнеса и населения. В целях повышения уровня социально экономического развития и качества жизни населения арктических регионов, которые относятся к категории приоритетных геостратегических территорий, от ситуации в которых зависит национальная безопасность государства, необходимы дополнительные меры по активизации процесса цифровой трансформации. Предлагается ввести льготы на определенный размер интернет- трафика для субъектов малого и среднего предпринимательства, оказать им помощь в создании веб-сайтов, провести необходимое обучение. Для повышения доступности цифровых технологий для населения предложено разработать региональные программы по обеспечению компьютерной техникой многодетных и малоимущих семей, создать в сельских населенных пунктах открытые центры доступа к Интернету, предусмотрев при этом должность консультанта. Список источников 1. Khan J. Amankwah-Amoah Zaheer, Knigh G. COVID-19 and digitalization: The great acceleration // Journal of Business Research. DOI:10.1016/j.jbusres.2021.08.011. 2. Krugman P. R. Increasing returns, monopolistic competition and international trade // J. Intern. Economics. Elsevier. 1979. Vol. 9 (4). P. 469-479. 3. Fujita M., Krugman P. R., Venables N. The spatial economy, cities, regions and international trade // Environment and Planning N. 2000. Vol. 32, No. 11. P. 2087-2088. 4. Van Gorp N., Batura O. Challenges for Competition Policy in a Digitalised Economy. URL: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2015/542235/IPOL_STU%282015%29542235_EN.pdf (дата обращения: 22.05.2023). 5. Fayyaz S. A review on measuring digital trade & e-commerce as new economic statistics products. The 16-th Conference of IAOS. URL: http://www. oecd.org/iaos2018/prog (дата обращения: 11.05.2023). 6. Абдрахманова Г. И., Вишневский К. О., Гохберг Л. М. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение. М., 2019. 82 с. © Градусова В. Н., Липатова Л. Н., Строкан Е. В., 2023 154
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz