Север и рынок. 2023, № 3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 3. С. 78-91. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 3, pp. 78-91. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ Стремление молодежи в Москву и Санкт-Петербург связано не только возможностью получить качественное образование, но и динамикой зарплат в четырех актических регионах [21, 22]. Если в 1997 г., перед началом экономического роста, зарплата в Санкт- Петербурге была меньше, чем в четырех регионах, полностью или частично входящих в АЗРФ, примерно на треть, то в 2020 г. ситуация была практически обратной (рис. 5). Результаты и обсуждение Проведенные расчеты по регионам показали, что для каждого региона существует свой набор факторов, определяющих динамику численности населения в муниципалитетах (табл.). У Республики Карелия и Архангельской области отклонение от полинома объясняется наличием в муниципалитете образовательных учреждений, добывающих предприятий и учетом уровня бюджетной обеспеченности. Для успешного развития муниципалитетов Мурманской области и Республики Коми важно наличие вуза или его филиала, а для области дополнительно — более высокого уровня средней зарплаты и наличия железнодорожной инфраструктуры. На уровне российских регионов показатели, связанные с уровнем развития высшего образования в регионе, практически не влияют на динамику численности населения, поскольку часть выпускников региональных вузов старается переехать в более крупные города, надеясь на более успешную карьеру [34, 36]. Но для муниципалитетов наличие вуза или его филиала оказалось значимым фактором в четырех регионах из пяти. Лишь в Республике Карелия уравнение с данным фактором оказалось менее значимым, чем уравнение со средним профессиональным образованием (СПО). В Карелии, в отличие от других северных регионов, в ходе оптимизации в большинстве муниципальных районов закрыли учреждения СПО, что привело к отсутствию квалифицированных кадров и не позволяет реализовывать инвестиционные проекты, а это, в свою очередь, сказывается на динамике численности населения. Соответственно, то, что учреждения СПО сохранились в некоторых муниципалитетах Карелии, замедляет отток населения из них. Также наличие учреждений СПО влияет на отток населения из муниципалитетов Архангельской области. Для Арктической зоны России отмечалась необходимость создания образовательных кластеров для подготовки специалистов в тех направлениях, которые будут развиваться [22]. Региональные власти пытаются поддерживать наиболее слабые муниципалитеты, которые быстро теряют население. Удельные расходы бюджета в этих образованиях выше, чем в среднем по региону. Поэтому коэффициент корреляции между изменением численности населения и расходами бюджета на душу населения высокий и отрицательный во всех регионах, кроме Республики Коми, где быстрее всего теряют население такие крупные города, как Воркута. Также этот фактор оказался незначим для Мурманской области из-за мультиколлинеарности (при расчетах с ним получается низкий коэффициент Стьюдента и у удельных расходов бюджета, и у квадрата и куба расстояния до столицы региона). Между уровнем средней зарплаты и динамикой численности населения выявлена связь только в двух регионах — Мурманской и Вологодской областях, а в Архангельской области и Республике Коми самая высокая зарплата в тех муниципалитетах, где месторождения разрабатываются вахтовым способом, что не ведет к росту численности населения. Аналогичную бюджетной обеспеченности роль играет и рост средней зарплаты: он выше в быстрее теряющих население муниципалитетах. Рост зарплат важен для арктических регионов, неоднократно отмечалось, что необходимо изменение оплаты труда в АЗРФ и введение дополнительных компенсаций [9]. Еще два фактора оказали заметное влияние в отдельных регионах — наличие крупных добывающих предприятий и железнодорожной инфраструктуры. Освоение новых месторождений в рыночных условиях часто осуществляется вахтовым методом, что не связано с созданием новых населенных пунктов, тем более таких крупных, как Воркута или Костомукша. Ранее строительство жилья и социальной инфраструктуры финансировалось из государственного бюджета. Поэтому фактор наличия добывающих производств оказался значим для регионов, где в 1980-х гг. осваивались новые месторождения и в XXI веке эти проекты развивались. Если рассматривать одновременно четыре региона, полностью или частично входящих в АЗРФ, то для них значимы три фактора — бюджетная обеспеченность, наличие в муниципалитете вуза (его филиала) и крупных добывающих предприятий. Также важно наличие учреждений СПО, однако значимость этого фактора оказалась невысокой, поскольку он не оказывал влияния в тех регионах, которые, несмотря на оптимизацию, сохранили сеть учреждений СПО. ©Дружинин П. В., 2023 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz