Север и рынок. 2023, № 3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 3. С. 61-77. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 3, pp. 61-77. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАМИ И ОТРАСЛЯМИ СЕВЕРА И АРКТИКИ Полученные результаты демонстрируют весьма существенную разницу во всех трех исследуемых смысловых конструкциях. Так, на рис. 3 хорошо видно, что в стратегии северных регионов закладываются весьма разнообразные ценности, тогда как для южных регионов они концентрируются вокруг нескольких смыслов. Для Севера можно выделить: жилищное развитие, культура и спорт, доступность обучения, качество государственных услуг, социальное обеспечение семей, развитие труда и доходы населения. Для Юга выделяются только: работа, занятость и организация культурного пространства. То есть можно заключить, что в этом отношении стратегии северных регионов являются более сбалансированными и комплексными. Однако вслед за авторами [22] мы должны отметить, что в крайне малой степени в стратегиях проявляются ценности коренных народов Севера. Если мы будем рассматривать конструкции мероприятий (рис. 4), закладываемых в стратегии, то получается обратная картина. Диапазон действий в южных регионах гораздо шире: развитие инфраструктуры, привлечение инвестиций и развитие экономики, управление проектами, поддержка технологий, стимулирование инноваций, модернизация территорий, поддержка населения и общий вектор на развитие имеющегося потенциала. Для северных регионов выделяется: освоение территорий посредством МСП, услуги организаций, помощь в обеспечении доступности, поддержка и развитие освоения регионов, проектные решения. Общий вектор — на создание многих систем и комплексов, которые отсутствуют на севере. И переходя к анализу эффектов, закладываемых в стратегии, также можем отметить большую разницу. Для северных регионов в качестве основных эффектов выделяется рост занятости, тогда как для южных эффекты гораздо более диверсифицированы и комплексны. Можно выделить: создание инновационных услуг, повышение безопасности, внедрение новых технологий, повышение занятости, развитие эффективности, качественная и доступная инфраструктура, повышение качества труда, жизни, образования, формирование конкурентоспособности территорий, модернизация систем управления. Представленный инструментарий позволяет в полуавтоматическом режиме провести анализ смысловых конструкций и выделить существенные смысловые связи в текстах стратегий. Подобного рода анализ может использоваться как в целях аналитического сопоставления стратегий разных регионов и групп регионов, так и для контрольной деятельности с целью балансирования и придания стратегиям должного уровня комплексности. Заключение Динамичность процесса стратегического планирования делает актуальным поиск инструментария для глубокого анализа и сопоставления содержания документов, направленных, на обеспечение социально-экономического развития в долгосрочной перспективе. В данной работе была поставлена цель выработки такого инструментария, который, с одной стороны, позволял бы в высокой степени автоматизировать процесс анализа, а с другой стороны, был бы ориентирован на выявление содержательных конструкций и оценку степени их взаимосвязанности. В качестве такого инструмента была предложена комплексная методика, связанная с выделением в тексте смысловых конструкций, с их определением и классификацией посредством технического инструментария семантико­ синтаксического анализа (реализованная на основе программ ДИСКАНТ и SemSim), и дальнейшая концентрация и оценка взаимосвязанности в документе сущностных конструкций посредством инструментария семантических карт, реализованная на основе программы Word it Out). Проведенная апробация на основе сопоставления документов стратегического планирования для ряда северных и южных регионов России позволила заключить следующее: северные регионы, несмотря на большее число зафиксированных в стратегиях ценностных установок, уступают с точки зрения доступности инструментария реализации планов, а основные социально-экономические эффекты концентрируются вокруг явления занятости, при этом специфика, связанная с традиционными занятиями и деятельностью коренных малочисленных народов Севера, вообще не акцентируется в документах. Полученные результаты позволяют обогатить область практического применения стратегического планирования в части сопоставления и оценки документов на предмет полноты и комплексности закладываемых в них ориентиров. Кроме того, предложенная методика является результатом, который позволяет расширить и теоретическую дискуссию о смысле и сущности стратегического планирования на разных уровнях управления и стимулировать поиск инструментов для более точной оценки и фиксации ценностных установок, закладываемых в документы стратегического планирования, которые проявляются через увязанность предлагаемых мероприятий и планируемых социально-экономических эффектов. © Рослякова Н. А., Митрофанова И. В., Каневский Е. А., Боярский К. К., 2023 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz