Север и рынок. 2023, № 3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 3. С. 44-60. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 3, pp. 44-60. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАМИ И ОТРАСЛЯМИ СЕВЕРА И АРКТИКИ Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы и заключения: • виды продукции — никель и палладий — находятся в сегменте «звезды», следовательно, необходимо продолжать инвестировать в данные направления и развивать их, чтобы удерживать лидерские позиции на стремительно развивающемся рынке, в особенности в условиях развития эколого­ ориентированной продукции, где данные металлы будут наиболее востребованы (прогрессивные зеленые технологии, ветрогенераторы, электромобили и проч .); • сегменты меди и платины требуют наращивания инвестирования для достижения больших результатов на рынке металлов; • сегмент золота требует постоянного контроля и мониторинга из-за «ослабевающих» позиций компании в указанном направлении. На рис. 8 отражены результаты проведенного анализа GE / McKinsey & Co, в рамках которого была выполнена оценка критериев конкурентоспособности ПАО «ГМК "Норильский никель"» и привлекательности рынка. Поскольку, чем выше конкурентоспособность товара и привлекательность рынка, тем выше потенциал достижения успехов в данном направлении бизнеса, то для ПАО «ГМК «Норильский никель» таким направлением выступает производство Полученные результаты свидетельствуют о том, что рынок является умеренно растущим. В текущих условиях наиболее целесообразным представляется удержание и сохранение текущих позиций компании. никеля. Данный сегмент имеет высокий потенциал к расширению и росту. В отношении указанного сегмента целесообразно реализовывать стратегию агрессивного роста ввиду необходимости сохранения лидерских позиций на рынке. Аналогичная стратегия может применяться и к сегменту палладия. Сегмент платины имеет меньший потенциал, чем описанные ранее, но при наличии положительных прогнозов рыночной и ценовой конъюнктуры необходимо будет развивать данное направление в долгосрочной перспективе. Выявление стратегических альтернатив на основе модели ADL/LC позволило установить, что ПАО «ГМК «Норильский никель» на сегодняшний день обладает доминирующей позицией на рынке по основным видам готовой продукции (никель, платина, палладий). Отрасли находятся на стадии зрелости, поэтому стратегия компании должна основываться на удержании уже имеющихся позиций, наращивании объемов продаж основных видов готовой продукции, инвестировании в существующие виды деятельности для сохранения и поддержания высокого уровня конкурентоспособности. Для построения матрицы Shell/DPM выполнена оценка двух интегральных показателей - перспективы развития отрасли и конкурентная позиции бизнеса. На рис. 9 отражены полученные результаты. Указанные выводы коррелируются с результатами, полученными в рамках моделей GE/McKinsey&Co и ADL/LC. Критерии Вес критерия, % Итоговая оценка Сегмент никель Сегмент палладий Сегмент платина Конкурентоспособность Уникальность 30 3 3 2,7 Издержки 25 2 1,8 2,5 Ресурсная обеспеченность 15 0,9 0,9 0,8 Гибкость 20 1 0,8 0,4 Конкуренция 15 0,6 0,6 0,5 Итого 100 7,5 7,1 6,8 Критерии привлекательности рынка Темпы роста 30 3 2,1 1,5 Емкость 20 1,6 1,4 1,2 Барьеры входа и выхода 20 1,4 1,2 1 Сезонность 15 0,3 0,3 0,3 Уровень конкуренции 20 1,2 1,2 1 Итого 100 7,5 6,2 5 Высокая (8-10 баллов] Сегмент ннкель Средняя (4-7 баллов) Сегмент платіша, палладий Низкая (0-3 балла) Низкая [0*3 балла) Средняя (4-7 баллов) Высокая (8-10 баллов) Конкурентоспособность товара на рынке Рис. 8. Результаты построения матрицы GE / McKinsey & Co. Источник: разработано авторами статьи © Неволин А. Е., Череповицын А. Е., Соловьева В. М., 2023 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz