Север и рынок. 2023, № 3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 3. С. 44-60. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 3, pp. 44-60. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАМИ И ОТРАСЛЯМИ СЕВЕРА И АРКТИКИ конкурентных преимуществ, частичного свертывания бизнеса, полной ликвидации бизнеса5. Основная идея матрицы Shell/DPM состоит в необходимости достижения баланса между получением прибыли (от «зрелых» отраслей) и инвестированием в новые перспективные виды деятельности Матрица И. Ансоффа считается одним из инструментов управления6. Ее построение основывается на двух главных характеристиках: 1) рынок, на котором компания планирует осуществлять свою деятельность, и 2) готовая продукция, планируемая к реализации [15-16]. На рис. 3 представлено графическое отображение матрицы И. Ансоффа с краткой характеристикой ключевых стратегий, выбираемых в зависимости от двух рассмотренных ранее критериев. Описание продукта Существующий продукт Новый продукт со ак 3 а Существующий рынок «Стратегия проникновении» Ориентация на расширение доли рынка, инвестирование рекламной поддержки, осуществление стратегии низких цен «Стратегия развития продукта» Ключевой источник роста - спрос на новые продукты. Ориентация на продвижение готовой продукции, сегментирование рынка я са о 5 с «Стратегия развития рынка» Считается стратегией роста с наибольшим «Стратегия диверсификации» Фокус на перераспределение ресурсов О Новый рынок потенциалом. Предполагает развитие за счет экстенсивного роста (новые сегменты рынка, новые потребители и пр.) (финансовых активов, инвестиций и пр.). Предполагает распределение риска за счет дифференциации портфеля. Рис. 3. Матрица И. Ансоффа [17] Считается, что использование матричных методов не дает возможности прямо выявить существующие варианты развития компании. Однако их применение способствует упрощению самого процесса выбора и обоснования стратегических альтернатив, а также позволяет принимать эффективные управленческие решения по развитию отдельных бизнес-единиц и выводу на рынок видов товарной продукции, что особенно актуально в текущих геополитических и макроэкономических условиях [9]. На основе проведенного нами анализа были выявлены ключевые преимущества и недостатки матричных методов с позиции возможности их использования при формировании стратегических альтернатив развития компании. Результаты представлены в табл. 1. Таким образом, существующие методы и инструменты формирования стратегических альтернатив имеют как преимущества, связанные с возможностями их практического применения при выборе направлений деятельности организаций и формировании стратегий позиционирования на рынке, дифференциации готовой продукции и проч., так и недостатки, ограничивающие их использование при обосновании и осуществлении управленческих решений. Основы формирования стратегических альтернатив для горно-металлургических компаний Для формирования стратегических альтернатив развития компаний, работающих в сфере горной промышленности, важно также учитывать особенности функционирования таких производств и возможные ограничения (финансовые, инвестиционные, организационно-управленческие) [11, 18-20]. В исследовании Д. М. Дмитриевой были выделены ключевые принципы разработки стратегических альтернатив для компаний минерально-сырьевого комплекса [21]: • учет особенностей рынка (структурные характеристики рынка, ценовая конъюнктура, уровень конкуренции); • ориентация на специфику продукта (качественные и количественные характеристики готовой продукции, сезонность спроса, сферы потребления); • учет институциональных ограничений и стимулов (нормативно-правовые факторы, роль государства, стратегический характер развития отраслей промышленности). Помимо перечисленных выше параметров важно опираться и на условия функционирования объектов минерально-сырьевого комплекса: специфика горно геологических факторов, удаленность комплексов от основных промышленных центров (Арктическая зона РФ), инфраструктурные параметры и проч. 5Shell's Directional Policy Matrix (DPM). MBA Knowledge base. 6 Ansoff's Growth Strategy Matrix. URL: URL: https://www.mbaknol.com/strategic-management/shells- https://ecornell.cornell.edu/ (дата обращения: 09.06.2023). directional-policy-matrix/ (дата обращения: 13.06.2023). © Неволин А. Е., Череповицын А. Е., Соловьева В. М., 2023 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz