Север и рынок. 2023, № 3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 3. С. 44-60. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 3, pp. 44-60. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАМИ И ОТРАСЛЯМИ СЕВЕРА И АРКТИКИ Таблица 1 Критический анализ рассмотренных методов с позиции возможности их практического применения при формировании стратегических альтернатив развития компаний Метод Ключевые преимущества Ключевые недостатки Расширенная матрица SWOT-анализа Всесторонний анализ параметров, формирующих внешнее окружение рассматриваемого объекта. Возможность долгосрочного прогнозирования потенциальных угроз, способных отрицательно повлиять на развитие компании, и возможностей, эффективное использование которых позволит достичь положительных эффектов (экономических, социальных, экологических и др.). Фокус на адаптацию компании к новым условиям Значительная степень вариативности формируемых стратегий и выбираемых в ходе проводимого анализа альтернатив. Точечный характер разрабатываемых и принимаемых управленческих решений (при соотношении отдельных сегментов матрицы). Сложности при выборе перечня альтернатив (согласованность, сопоставимость, взаимоисключаемость) Матрица БКГ Простота использования метода (алгоритма построения матрицы и расчета показателей). Учет концепции жизненного цикла (ЖЦ), что позволяет оценить стадию развития рассматриваемого объекта. Учет рыночных параметров и позиций рассматриваемых объектов в сопоставлении с конкурентами Субъективность количественных значений оцениваемых показателей. Неоднозначность в рамках определения границ построения матрицы. Общий характер стратегий на основе учета лишь двух параметров (невозможность учета многообразия рыночных) GE / McKinsey & Co Многофакторная оценка привлекательности отрасли и конкурентного статуса компании. Возможность принятия обоснованных управленческих решений с опорой на количественные показатели (эмпирические данные). Учет внешних условий и параметров конкуренции Непроработанность средств реализации формируемых стратегий и альтернатив. Возможный субъективизм при оценке показателей (отсутствие релевантных данных, низкая сопоставимость показателей, экспертные оценки) Shell/DPM Возможность разработки перспективных вариантов развития компании на основе учета ЖЦ отрасли. Учет внешних условий, ключевых характеристик и параметров конкурентной среды, устанавливаемых целевых приоритетов организации Обобщенный характер разрабатываемых альтернатив развития компаний, отражающих лишь общую направленность планируемых к осуществлению мер (отсутствие конкретных практических рекомендаций). Отсутствие возможности учета специфических особенностей отраслей промышленности при определении отдельных стадий ЖЦ ADL/LC Многофакторная модель, построенная на количественных показателях. Возможность учета рыночных параметров при формировании альтернатив развития компании Обобщенные положения формируемых стратегий. Отсутствие возможности учета отраслевой специфики рассматриваемых объектов Модель И. Ансоффа Позволяет установить общий вектор стратегического развития компании, расставить акценты в рамках выбора приоритетов. Определяет риски, связанные с возможными стратегиями роста Отсутствие возможности учета внешних и внутренних факторов, влияющих на увеличение/ диверсификацию продаж. Односторонняя ориентация на рост (допущение о том, что стратегия роста является наиболее эффективной) Источник: разработано авторами статьи. Модель Shell/DPM представляет собой отрасли и 2) конкурентоспособность бизнеса. Каждая двухфакторную матрицу и формируется на основе из полученных девяти сегментов матрицы соответствует двух ключевых показателей: 1) перспективы развития специфической стратегии: роста, генератора, усиления © Неволин А. Е., Череповицын А. Е., Соловьева В. М., 2023 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz