Север и рынок. 2023, № 3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 3. С. 44-60. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 3, pp. 44-60. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАМИ И ОТРАСЛЯМИ СЕВЕРА И АРКТИКИ ПАО «ГМК "Норильский никель"» — лидера горно­ металлургической промышленности России, а также крупнейшего производителя платины, палладия, рафинированного никеля и меди. В статье последовательно решаются следующие исследовательские задачи: • провести анализ методологического обеспечения разработки стратегических альтернатив; • выявить преимущества и недостатки существующих методов, оценить возможность их применения при формировании стратегических альтернатив для предприятий, функционирующих в сфере металлургии; • разработать перечень стратегических альтернатив на примере ПАО "Норильский никель"»; • сформировать перечень практических рекомендаций, направленных на совершенствование существующих методов и подходов с учетом специфики рассматриваемой отрасли. Материалы и методы Теоретической базой проводимого исследования выступают основы стратегического управления компаниями. Выполнен контент-анализ научных трудов в области долгосрочного планирования и прогнозирования, стратегического анализа, мониторинга и контроля. Проведен обзор современных тенденций в горно-металлургическом секторе, раскрывающий особенности таких предприятий как объектов стратегического анализа и планирования. Также использованы общенаучные методы анализа, декомпозиции факторов, синтеза и обобщения. Работа опирается на методические подходы к формированию и оценке стратегических альтернатив, используемые российскими и зарубежными компаниями при разработке стратегий и обосновании вариантов будущего развития с учетом условий внешнего окружения. В исследовании выполнен критический анализ матричных методов и инструментов формирования стратегических альтернатив (метод расширенного SWOT-анализ, матрица Бостонской консалтинговой группы — BCG, модель GE / McKinsey & Co, модель ADL/LC, модель И. Ансоффа). Практическая апробация рассматриваемых матричных методов проведена на примере ПАО «ГМК "Норильский никель"». Разработаны методические и практические рекомендации по совершенствованию существующих методов выбора стратегических альтернатив с целью повышения возможностей их использования при корректировке действующих и формировании новых стратегий развития горно­ металлургических компаний. 4 Cuofano G. What Is The GE McKinsey Matrix And Why It Matters In Business? 2023. URL: https://fourweekmba.com/ge- mckinsey-matrix/ (дата обращения: 08.06.2023). © Неволин А. Е., Череповицын А. Е., Соловьева В. М., 2023 46 Результаты и дискуссия Анализ методических подходов к формированию стратегических альтернатив развития компаний Процесс стратегического управления состоит из целого ряда последовательных этапов. При этом базисом формирования, пересмотра и изменения долгосрочной стратегии компании выступает выбор стратегических альтернатив, которые представляют собой совокупность вариантов развития компании (организации, проекта), позволяющих достичь установленных приоритетных целей в рамках имеющихся ресурсных и институциональных ограничений. Их формирование может осуществляться на различных уровнях: корпоративном, уровне отдельных бизнес- единиц, функциональном. На рис. 1 приведен алгоритм разработки стратегии компании. Выделяют три основных типа стратегических альтернатив: 1) постепенного совершенствования, 2) обновления, 3) инновационные [8]. Также в научной литературе рассматривают два основных подхода к их выбору: 1) маркетинговый, основанный на продвижении товаров и услуг, и 2) управленческий, предусматривающий совершенствование методов управления и повышение эффективности процесса принятия решений [9]. Следует отметить, что методическое обеспечение стратегического менеджмента включает в себя целую совокупность методов, позволяющих выполнить определение направлений будущего развития компаний [10, 11]. К методам стратегического анализа и формирования стратегических альтернатив, широко применяемым на практике, относятся метод расширенного SWOT-анализа, матрица Бостонской консалтинговой группы — BCG, модель GE / McKinsey & Co, модель ADL/LC, модель Shell/DPM, модель И. Ансоффа. SWOT-анализ является одним из методов стратегического анализа. Его применение позволяет провести всесторонний анализ окружения компании с позиции внутренних факторов и внешних параметров, представленных угрозами и возможностями. Метод расширенного SWOT-анализа предполагает разработку возможных альтернатив (вариантов развития) на пересечении каждого сегмента матрицы. Модель GE/ McKinsey & Co — один из аналитических инструментов стратегического менеджмента [13]. В отличие от рассмотренной выше матрицы БКГ данная модель строится на интегральных показателях4: 1) многофакторная оценка конкурентного статуса бизнеса (горизонтальная ось) и 2) многофакторная оценка привлекательности выбранного рынка (вертикальная ось). С использованием модели

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz