Север и рынок. 2023, № 3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 3. С. 22-43. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 3, pp. 22-43. ЭКОНОМИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ из текущих усилий арктических губернаторов в проведении активной промышленной политики. (И уже через полгода могут радикально измениться.) Лучшие по совокупности факторов институциональные предпосылки к промышленной политике, активирующей приход нового технологического уклада на территорию, в Ямало-Ненецком автономном округе и Архангельской области (без НАО), средние — в Мурманской области, Чукотском автономном округе и красноярской Арктике, замыкающие — в якутской, коми-Арктике и самые неблагоприятные — в Ненецком автономном округе и карельской Арктике. 5. Природно-ресурсная основа региональной промышленной политики в Арктике Промышленная политика в Арктике фундаментально отличается от других регионов тем, что она всегда — по поводу ее природных ресурсов, даже в тех случаях, когда, казалось бы, непосредственно вопросы их добычи не затрагивает. Но весь ритм арктической производственной и социальной жизни связан с ресурсами. И поэтому мероприятия и проекты региональной промышленной политики тоже, естественно, не-нейтральны к конкретным природно­ ресурсным условиям «подшефной» территории. Из всех многочисленных свойств природных активов, которые имеют значение для арктической экономики, целесообразно «поднять» для оценки условий развертывания мер промышленной политики три (табл. 5): степень рентабельности основного ресурса территории; тип пространственного распределения ключевого природного ресурса — ареальный (распределенный), или точечный; степень истощения ключевого ресурса за годы хозяйственного освоения. Таблица 5 Оценка природно-ресурсных условий для реализации мер региональной промышленной политики Арктическая территория Степень высокой рентабельности ключевого ресурса как «отрицательная» величина Тип эксплуатируемого природного ресурса: точечный или распределенный? Степень неистощенности природно­ ресурсной базы Интегральная балльная оценка (среднее арифметическое частных оценок) 1. Ямало-Ненецкий автономный округ (1) (1) (2) 1,33 2. Красноярский край (Арктика, в т. ч. Эвенкия вся) (2) (1) (2) 1,67 3. Мурманская обл. (2) (1) (0) 1,00 4. Ненецкий автономный округ (НАО) (1) (1) (1) 1,00 5. Республика Коми (0) (2) (0) 0,67 6. Чукотский автономный округ (2) (1) (2) 1,67 7. Архангельская обл. без НАО (2) (2) (0) 1,33 8. Республика Карелия (0) (2) (1) 1,00 9. Республика Саха (Якутия) (2) (1) (1) 1,33 Источник: разработка авторов статьи. Степень рентабельности ключевого ресурса определяет его привлекательность для внешних инвесторов, для ресурсных российских компаний и иностранных. Топливно-энергетические ресурсы нефти и газа относятся к числу самых рентабельных в Арктике, но они же формируют сильные политико­ экономические искажения, нередко перемещают центры политической силы от местной власти к компаниям. Поэтому с точки зрения условий для региональной промышленной политики, парадоксальным образом они, скорее, тормоз, чем благоприятный фактор. Значительно лучше наличие богатых, но не суперрентабельных минерально­ сырьевых ресурсов, которые, с одной стороны, формируют значительный, но не беспрецедентный, поток денежного дохода, с другой стороны, побуждают компании искать союза с региональной властью в существенно большей степени, чем © Пилясов А. Н., Цукерман В. А., 2023 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz