Север и рынок. 2023, № 3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 3. С. 22-43. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 3, pp. 22-43. ЭКОНОМИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ б) четкое обособление власти и корпоративного бизнеса — самая распространенная в регионах и городах российской Арктики ситуация. Отсутствие партнерства между властью и крупным бизнесом в среднесрочной перспективе оказывается не таким безобидным и угрожает скатыванием в «голландскую болезнь» гипертрофированного развития одной высокорентабельной ресурсной отрасли, которая замещает собой все остальные; в) драматичное столкновение интересов региональной власти и корпоративного бизнеса — является разрушительным для реализации целей региональной промышленной политики. В последние 30 лет именно эта ситуация была характерна для некоторых районов российской Арктики и надолго тормозила технологически продвинутое промышленное развитие территорий; г) активное взаимодействие региональной власти и компаний в интересах динамичного развития и развертывания новых производственных проектов — наблюдается достаточно редко, однако именно здесь максимально актуализируется позитивный потенциал промышленной политики в деле ускоренного перехода к новому технологическому укладу. После этих предварительных соображений приходим к выводу о том, что строительство эффективных партнерств власти и бизнеса на территории сродни искусству, где очень многое зависит от личности первого руководителя региона / монопрофильного муниципального образования. Но раз так, значит, наши представления о современных руководителях арктических территорий, их авторитете и амбициях в проведении промышленной политики, которые мы получили, изучая новостные сводки и массив нормативных правовых актов по региональной промышленной политике, помогает выйти на сравнительные оценки (табл. 4). Лучшие оценки получили руководители Мурманской, Архангельской областей и Чукотского автономного округа, средние оценки по активности в области промышленной политики — руководители арктических муниципалитетов Республики Карелия, Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальных образований красноярской Арктики, минимальные — руководство Ненецкого автономного округа (промполитика в основном отдана работающим в регионам компаниям), арктических муниципалитетов республик Коми и Саха (Якутия). Таблица 4 Оценка институциональных условий для реализации региональной промышленной политики Арктическая территория Базовый региональный закон о промышленной политике, число стр./ст. «Толщина» слоя местных акторов промышленной политики и степень их вовлеченности в мероприятия РПП Успешность партнерства региональной/ местной власти, ресурсных компаний и федеральной власти Интегральная балльная оценка (среднее арифметическое частных оценок) 1. Ямало-Ненецкий автономный округ 14/24 (2) (2) (1) 1,67 2.Красноярский край (Арктика, в т. ч. Эвенкия вся) 7/14 (1) (2) (1) 1,33 3. Мурманская обл. 7/12 (1) (1) (2) 1,33 4. Ненецкий автономный округ (НАО) 4/8 (0) (1) (0) 0,33 5. Республика Коми 8/9 (1) (1) (0) 0,67 6. Чукотский автономный округ - (0) (1) (2) 1,00 7. Архангельская обл. без НАО 9/14 (1) (2) (2) 1,67 8. Республика Карелия 4/5 (0) (0) (1) 0,33 9. Республика Саха (Якутия) 8/17 (2) (0) (0) 0,67 Источник: разработка авторов статьи. Эти оценки — самые подвижные из всех в нашем политики, имеют сверхкраткосрочный характер, то есть рейтинге условий для мероприятий промышленной актуальны именно по состоянию на 2023 г., исходят © Пилясов А. Н., Цукерман В. А., 2023 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz