Север и рынок. 2023, № 3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 3. С. 22-43. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 3, pp. 22-43. ЭКОНОМИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ Именно поэтому мы решили нейтрализовать эту двойственность компромиссным образом: там, где весь регион относится к районам с ограниченными сроками завоза грузов, признаем, что издержки удаленности преобладают над потенциальными выгодами новаторства (0 баллов) — Ненецкий и Чукотский автономные округа, Республика Саха (Якутия). Другая полярная ситуация, где вообще фактически отсутствуют такие районы, то есть все поселения находятся на круглогодичной наземной транспортной сети, — Мурманская область и Республика Карелия — 2 балла. Компромиссный случай, когда частично арктическая территория относится к районам с ограниченными сроками завоза грузов, частично нет — Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Коми, арктическая Архангельская область. Наиболее благоприятны пространственные предпосылки для мер РПП в Мурманской, Архангельской областях (арктические районы, без НАО) и арктических районах Республики Коми, средние позиции — в красноярской Арктике, Ямало-Ненецком автономном округе и арктических районах Республики Карелия, замыкающие позиции закономерно у Ненецкого и Чукотского автономных округов и арктических районов Якутии — как самых труднодоступных. 3. Степень готовности региона Арктики к новому технологическому укладу Мы понимаем региональную промышленную политику в Арктике исторически, что означает ее современную нацеленность ускорять становление и развитие в этих пространствах технологий пятого уклада, замещать ими стремительно устаревающие старые активы третьего и четвертого «Кондратьева»9. Такая трактовка означает, что важно оценить «дружественность» условий к приходу новых технологий, к мерам промышленной политики по их «насаждению». А эти условия по регионам внутри Арктической зоны резко неравномерны — и отсюда возникают разные задачи для промышленной политики в разных участках российской Арктики. Самый простой путь — это оценка уже возникшего нового, исходя из логики, что если слом традиций произошел, то дальше идти уже легче, чем впервые пробивать «лед» недоверия к новшествам. Так определился наш подход оценивать восприимчивость к мерам промполитики, которые нацелены 9 Ранее в подразделе 2 была введена пространственная координата для оценки условий реализации мер промышленной политики в арктических территориях (урбанистическая структура, территориальная структура на утверждение нового уклада, — упрощенно, по уже состоявшимся первым «победам» в этом направлении. Первый показатель здесь (табл. 3) — это степень развернутости опорной инфраструктуры пятого технологического уклада — волоконно-оптических линий связи (ВОЛС). Подобно тому как для третьего «Кондратьева» опорной инфраструктурой выступали линии электропередач, так теперь в пятом Кондратьеве — ВОЛС (для самых труднодоступных малонаселенных территорий Арктики сохраняет значение дорогая спутниковая интернет-связь). Новостные бюллетени Института регионального консалтинга позволяют мониторить прогресс в этом направлении среди арктических территорий. Действует базовая закономерность: чем восточнее, чем дальше от национальных центров, тем как бы и медленнее идет прокладка кабельных каналов широкополосной интернет-связи. Поэтому арктические районы Якутии, Чукотский автономный округ являются закономерными аутсайдерами в этом процессе. До недавнего времени таковым был и весь Таймыр и Норильский промышленный район, теперь благодаря усилиям «Норильского никеля» из Нового Уренгоя он получил ВОЛС-канал скоростной интернет-связи. Таким образом, даже не имея количественных данных, можно качественно сравнительно оценить масштаб проникновения ВОЛС-каналов от европейской в азиатскую Арктику в регионах, дифференцируя их на три группы: 1) более продвинутые — Мурманская, Архангельская области, Республика Коми и Ямало Ненецкий автономный округ; 2) менее продвинутые — Таймыр, Эвенкия и Норильский промрайон (красноярская Арктика), Ненецкий автономный округ, арктическая Карелия; 3) отставшие — арктическая Якутия и Чукотский автономный округ. Второй показатель — это наличие/отсутствие созданных новых отраслей промышленности (в том числе местной), которые имеют отношение к пятому технологическому укладу и существуют минимум пять-десять лет на территории. Процесс вызревания новой региональной специализации в Арктике первоначально, как правило, в добычной отрасли — очень трудный и медленный. Практика показывает, что в большинстве районов Арктики лишь в последнее десятилетие ситуация сдвинулась с мертвой точки: до этого имела место поверхностная модернизация старых еще советских предприятий в виде закупок импортной техники, ремонта подъездных путей и др. добычной отрасли, районы с ограниченными сроками завоза), здесь же вводится временная координата — через смену технологических укладов. © Пилясов А. Н., Цукерман В. А., 2023 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz