Север и рынок. 2023, № 3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 3. С. 22-43. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 3, pp. 22-43. ЭКОНОМИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ двойственность. С одной стороны, отдаленность, как было ранее отмечено, усложняет условия проводки денежных средств для поддержки, усиленная сезонность этих районов удорожает строительство, здесь труднее оперативно реагировать на новые возможности и проблемы в связи с реализацией проектов и мер местной промышленной политики. С другой стороны, эти же самые условия открывают окошко возможности поддерживать создание суперсовременных автономных производственных платформ, жизнеобеспечивающих комплексов, альтернативных решений на транспорте и в энергетике (то есть новаторство в мерах промышленной политики здесь супервостребовано и не натыкается на те «блокировки», которыми изобилуют более транспортно освоенные районы Арктики. Именно поэтому мы решили решить эту двойственность компромиссным образом: там, где весь регион относится к районам с ограниченными сроками завоза грузов, признаем, что издержки удаленности преобладают над потенциальными выгодами новаторства (0 баллов) — Ненецкий и Чукотский автономные округа, Республика Саха (Якутия). Другая полярная ситуация, где вообще фактически отсутствуют такие районы, то есть все поселения находятся на круглогодичной наземной транспортной сети, — Мурманская область и Республика Карелия — 2 балла. Компромиссный случай, когда частично арктическая территория относится к районам с ограниченными сроками завоза грузов, частично нет — Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Коми, арктическая Архангельская область. Наиболее благоприятны пространственные предпосылки для мер региональной промышленной политики в Мурманской, Архангельской областях (арктические районы, без Ненецкого автономного округа) и арктических районах Республики Коми. Средние позиции — в красноярской Арктике, Ямало Ненецком автономном округе и арктических районах Республики Карелия. Замыкающие позиции закономерно у Ненецкого и Чукотского автономных округов и арктических районов Якутии — как самых труднодоступных. Таблица 2 Оценка пространства для реализации мер региональной промышленной политики Арктическая территория Доля жителей моногородов в населении региона*, % Есть ли крупные городские агломерации в регионе Доля промышленного производства в муниципальных районах Арктики (2019 г.), % Нет районов с ограниченными сроками завоза грузов в Арктике Интегральная балльная оценка (среднее арифметическое частных оценок) 1. Ямало-Ненецкий автономный округ 54 (2) (1) 96,5 (0) (1) 1,00 2. Красноярский край (Арктика в том числе Эвенкия вся) 14 (внутри Арктики — до 80 %) (2) (2) 45,3 (1) (0) 1,25 3. Мурманская область 21 (1) (2) 11,5 (2) (2) 1,75 4. Ненецкий автономный округ (НАО) 0 (0) (1) 82,4 (0) (0) 0,25 5. Республика Коми 28 (1) (2) 0,1 (2) (1) 1,50 6. Чукотский автономный округ 8? (0) (0) 68,1 (1) (0) 0,25 7. Архангельская обл. (арктические районы без НАО) 25 (1) (2) 6,4 (2) (1) 1,50 8. Республика Карелия 14 (0) (2) 90,5 (0) (2) 1,00 9. Республика Саха (Якутия) 16 (0) (2) 100 (0) (0) 0,50 Источник: разработка авторов статьи. * Pandia.ru: интернет-издание. URL: https://pandia.ru/text/77/358/71568.php (дата обращения: 27.07.2023) © Пилясов А. Н., Цукерман В. А., 2023 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz