Север и рынок. 2023, № 3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 3. С. 22-43. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 3, pp. 22-43. ЭКОНОМИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ степени удаленности реальной ситуации от идеала РПП. Такой взгляд несколько парадоксален, потому что обычно монопрофильные города воспринимаются как проблемные для региональной экономики, требующие значительных усилий для их реструктуризации от третьего-четвертого к пятому технологическому укладу [12-14]. И это действительно так. Однако с точки зрения легкости реализации мер РПП моногорода, безусловно, предпочтительнее случая абсолютно рассеянных на территории или акватории производственных активов, узнавание проблем и узких мест которых сопряжено со значительными командировочными затратами (не говоря об управленческиих воздействиях). Чемпионом концентрированности по этому показателю является Ямало-Ненецкий автономный округ и красноярская Арктика (за счет Норильска), за ними следуют Республика Коми, Архангельская и Мурманская области. Список замыкает Республика Карелия, Саха (Якутия), Ненецкий и Чукотский автономные округа, имеющие пространственно дисперсный промышленный сектор. Второй показатель продолжает линию на «городское» шефство арктической промышленности в лице промышленной политики местной власти: это наличие/отсутствие крупных городских агломераций на территории региона. Здесь принципиально, что мы рассматриваем не отдельно арктические территории, но и регион, в котором они находятся (то есть в целом). По умолчанию при этом мы полагаем, что крупные наукоемкие интеллектуальные региональные центры, богатые фирмами производственного сервиса, могут быть эффективным объектом мероприятий промышленной политики региональной власти, которая содействует контрактации южных наукоемких фирм и северных ресурсных корпораций, работающих на добычных активах Арктики. Очевидно, что внутри арктических территорий есть три типа ситуаций: 1. Самая благоприятная — наличие в регионе крупной интеллектуальной городской агломерации (Красноярский край, Мурманская область, и Архангельская область (без Ненецкого автономного округа), республики Коми, Карелия и Саха (Якутия)). 2. Ситуация менее благополучная, когда в арктических территориях есть относительно небольшой центр (центры) слабого интеллектуального влияния на местный промышленный сектор (Ямало Ненецкий и Ненецкий автономные округа). 3. Наименее благоприятная, когда ни один региональный центр не может выполнить функцию интеллектуальной поддержки, например, Чукотский автономный округ. Третий показатель получен нами ранее расчетным образом на основе данных муниципальной статистики по городским округам и муниципальным районам Арктики: доля промышленного производства в муниципальных районах (то есть на ресурсных промыслах «в поле»). Арктическая промышленность в целом преимущественно районная [6]. Эту предпосылку следует признать неблагоприятной для реализации мер региональной промышленной политики, однако внутри Арктической зоны существуют значительные пространственные вариации в значении этого показателя. Самой благоприятной ситуацией «городской» промышленности является Мурманская область, Республика Коми, Архангельская область (без НАО), относительно благоприятна ситуация в Норильском промрайоне и Чукотском автономном округе, наименее благоприятна ситуация дисперсной районной промышленности в Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах, арктических территориях республик Карелия и Саха (Якутия). Четвертый показатель характеризует наличие в регионе абсолютно особого случая для промышленной политики — района (районов) с ограниченными сроками завоза грузов. Дело в том, что на этих труднодоступных территориях всякая акция государственной политики, в том числе промышленной, обретает социальное измерение. Поэтому меняется весь контекст промышленной политики, которая из отраслевой здесь становится жизнеобеспечивающей, гарантирующей энергетическую, продовольственную, транспортную безопасность проживающих здесь людей. Именно здесь промышленная политика обретает исключительно широкую трактовку. Императивы обеспечения здесь устойчиво гарантированной автономности жизни пронизывают все мероприятия промышленной политики: поддержка замещения завоза дорогого котельного топлива собственным производством на месте; создание новых промышленных комплексов по утилизации и обезвреживанию промышленных отходов; организация местного производства строительных материалов; создание производств возобновляемой энергетики и др. Интересно и то, что вся философия нового пятого технологического уклада как раз и нацелена на то, чтобы такую автономность обеспечивать и поддерживать. Поэтому именно районы с ограниченными сроками завоза грузов в ближайшие годы ждут подлинно революционные изменения в связи с приходом новых технологий, как раз нацеленных культивировать автономные, децентрализованные, «распределенные» технические решения, отвечающие духу и букве пятого технологического уклада. Но как оценить наличие/отсутствие в арктическом регионе районов с ограниченными сроками завоза грузов в качестве условия для реализации мер региональной промышленной политики? Здесь есть © Пилясов А. Н., Цукерман В. А., 2023 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz