Север и рынок. 2023, № 3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 3. С. 22-43. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 3, pp. 22-43. ЭКОНОМИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ в виде территориальной структуры промышленного «расселения» и промышленной политики состоит одно из отличий ее для арктических территорий и центральных районов страны, в которых пространство в силу его лучшей инфраструктурной обустроенности и большей насыщенности производственными объектами играет сравнительно меньшую роль, а промышленная политика региональной власти может быть более унифицированной, чем в рассредоточенных арктических пространствах очагового хозяйственного освоения. Таблица 1 Объем и вес промышленного сектора в арктических территориях России, 2019 г. Арктическая территория Объем промыш­ ленного производства, млрд руб. Удельный вес услуг в добыче полезных ископаемых (по объему отгруженной продукции), % Удельный вес арктических территорий в регионе по объемам промыш­ ленного производства Доля промышлен ности региона в ВРП ,% Интегральная балльная оценка (среднее арифметическое частных оценок) 1. Ямало-Ненецкий автономный округ 3108,9 (2)* 20,0 (2) 100 (2) 100 (2) 2,00 2. Красноярский край (арктические районы) 1511,0 (2) 4,4 (1) 59,1 (1) 94,7 (2) 1,50 3. Мурманская область 533,4 (1) 4,4 (1) 100 (2) 72,3 (1) 1,25 4. Ненецкий автономный округ (НАО) 365,5 (1) 14,1 (2) 100 (2) 100 (2) 1,75 5. Республика Коми (арктические районы) 244,7 (1) 12,7 (2) 36,2 (1) 97 (2) 1,50 6. Чукотский автономный округ 92,1 (0) 5,4 (1) 100 (2) 99,6 (2) 1,25 7. Архангельская обл. (арктические районы, без НАО) 84,4 (0) Нет данных (0) 55,4 (1) 59 (1) 0,50 8. Республика Карелия (арктические районы) 76,0 (0) Нет данных (0) 30,8 (1) 83,9 (1) 0,50 9. Республика Саха (Якутия) (арктические районы) 4,6 (0) Нет данных (0) 0,5 (1) 84,2 (1) 0,50 Источник: разработка авторов статьи. *Здесь и далее в табл. 2-5 в скобках приводится экспертная оценка в баллах. Но возникает вопрос: а какая именно территориальная структура является оптимальной с точки зрения реализации мероприятий РПП в Арктике? Идеальным случаем следует признать размещение всей региональной промышленности целиком в одном крупном (столичном) городе, так что трансакционные издержки взаимодействия власти (иначе говоря, издержки коммуникации) с объектами промышленной политики сведены до нуля. Понятно, что реальность арктических регионов абсолютно далека от такого «идеала», однако он позволяет оценить степень благоприятности конкретной региональной ситуации для реализации мероприятий промышленной политики. Так, можно считать, что когда промышленность в основном сконцентрирована в городах, то эта ситуация лучше для мер региональной политики, чем когда она рассеяна по районным промыслам. А этот подход позволяет уже подбирать показатели для оценки пространственных предпосылок к реализации региональной промышленной политики в арктических территориях. Показатель доли населения моногорода в населении региона предлагается использовать для оценки © Пилясов А. Н., Цукерман В. А., 2023 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz