Север и рынок. 2023, № 3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 3. С. 22-43. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 3, pp. 22-43. ЭКОНОМИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ 2) именно в промышленном секторе, как представляется, потенциал региональной промышленной политики особенно ощутим и востребован: чтобы замещать внешние услуги, в том числе импортные, оказываемые российским ресурсным корпорациям, услугами местного малого и среднего бизнеса; 3) наконец, приоритеты поддержки фирм в сфере наукоемких производственных услуг — с точки зрения укладной парадигмы новой промышленной политики — находятся абсолютно в контексте «философии хозяйства» нового пятого технологического уклада. Здесь лучшие стартовые позиции у Ямало Ненецкого автономного округа, в котором доля производственных услуг в добычной отрасли максимальная. Могут возникнуть возражения, что эта доля в настоящий момент обеспечивается усилиями самих работающих в округе ресурсных компаний или (по их заказам) «импортными» подрядчиками, или московскими, петербургскими, тюменскими, казанскими, новосибирскими фирмами-исполнителями. Возможностей для местных ямальских фирм здесь пока не просматривается. Однако именно в том и состоит современный «пафос» региональной промышленной политики, чтобы в партнерстве с ресурсными корпорациями и местной ассоциацией малого бизнеса наращивать долю местных субконтракторов. За рубежом у госкомпаний существуют специальные пятилетние планы по увеличению доли местных фирм в совокупных закупках (в том числе программы подготовки и обучения местных предпринимателей для реализации приоритетов «импортозамещения»), принимаются программы по привлечению не одной, а сети местных фирм при освоении крупного нового ресурсного проекта (целевым образом на него «заточенных»). Несколько отстают от Ямало Ненецкого Ненецкий автономный округ и арктические территории Республики Коми, в которых также доля производственного сервиса внутри добычного сектора составляет 10+ %. Существенно ниже эта доля, составляющая первые проценты, в арктическом Красноярском крае, Мурманской области и Чукотском автономном округе. Для всех трех старопромышленных регионов Арктики наращивание доли производственных услуг, оказываемых местными малыми и средними фирмами, есть, таким образом, важный приоритет региональной промышленной политики. За долгую историю хозяйственного освоения в этих территориях накоплен необходимый интеллектуальный человеческий потенциал, созданы материальные активы, которые можно использовать для решения этой задачи. По арктическим районам Архангельской области, Республики Карелия и Республики Саха (Якутия) у нас не было данных, поэтому достоверно оценить существующие предпосылки для мер промышленной политики не представляется возможным. И если для арктической Карелии и Якутии «обнуление» данного показателя вполне терпимо, потому что мощного потенциала для развертывания структур промышленного сервиса местными фирмами в этих районах пока нет, то для Архангельской области такое «обнуление» опасно искажениями: в регионе уже созданы структуры промышленного сервиса (например, внутри САФУ), которые конструктивно и плодотворно работают по субконтрактингу с арктическими ресурсными компаниями. Третий показатель — удельный вес арктических территорий в регионе по объемам промышленного производства — дает нам представление о подлинных возможностях промышленной политики в конкретной арктической территории. Ведь абсолютно очевидно, что одно дело, когда весь регион входит в Арктическую зону и региональная власть, реализуя промышленную политику, «автоматически» простирает ее на всю Арктику, потому что регион и Арктика — это синонимы, совсем другая ситуация, когда регион частично заходит в Арктическую зону и поэтому меры региональной власти лишь частично «проливаются» на Арктику, а более существенные бюджетные ресурсы и внимание отданы «южным», неарктическим территориям. Нередко в этом случае функции промышленной политики вынужденно принимают власти арктических монопрофильных поселений (де-факто реализуется муниципальная/ городская промышленная политика), у которых нет тех ресурсов и возможностей, которые имеют региональные власти. Полностью арктические три автономных округа (Ямало-Ненецкий, Ненецкий и Чукотский) и Мурманская область в состоянии максимально задействовать весь инструментарий промышленной политики на свои арктические территории. С другой стороны, промышленная политика в арктической части Архангельской области, Красноярского края, Республики Коми, Республики Карелия неизбежно осуществляется по остаточному принципу просто в силу географического фактора расположения этих регионов одновременно в Арктической зоне, то же и в районах Севера, в «южной» умеренной зоне (Красноярский край). В этих регионах доля арктической промышленности составляет от 30 до 60 % общерегиональной, поэтому меры промышленной политики региональной власти неизбежно «расщепляются» между арктическими и неарктическими территориями. © Пилясов А. Н., Цукерман В. А., 2023 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz