Север и рынок. 2023, № 3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 3. С. 22-43. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 3, pp. 22-43. ЭКОНОМИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ анализа и желания обеспечить простоту дифференциации исходной совокупности арктических регионов на три группы. На следующем этапе балльные оценки по каждому показателю суммировались и определялось среднее арифметическое для каждого региона по каждому блоку оценки. На заключительном этапе интегральной оценки готовности территории к мерам региональной промышленной политики определялась сумма частных балльных оценок по всем пяти блокам для каждого арктического региона. Методами исследования стали: сравнительный анализ статистических данных; сравнительный институциональный анализ региональных НПА, посвященных промышленной политике; ретроспективный анализ на глубину периода интенсивного хозяйственного освоения; экспертные оценки, нормирование и преобразование количественных и качественных данных в балльные оценки. Основные результаты 1. Оценка размера и «веса» промышленного сектора как материальных предпосылок региональной промышленной политики Исходной базой для нашей оценки «предрасположенности» арктических территорий к осуществлению мер региональной промышленной политики служит количественное измерение самого регионального промышленного сектора в его арктической части и определение его места в региональной экономике в целом, его особенностей в важнейшей добычной составляющей. Для решения этой задачи решено было использовать четыре статистических показателя. Первый дает оценку объемов промышленного производства как суммы четырех видов экономической деятельности: «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений». Оправданность использования этого индикатора обусловлена тем, что значимость и нагруженность местной промышленной политики напрямую связана с масштабом присутствия промышленного сектора в арктической территории. И даже в случае, когда этот промышленный сектор в основном представлен активами ресурсной корпорации, все равно его можно рассматривать как благоприятную предпосылку развертывания промышленной политики местной власти (при нуле промышленности в регионе неуместно вообще ставить вопрос о благоприятных предпосылках для какой-либо промышленной политики). Расчет для Ямало-Ненецкого, Ненецкого, Чукотского автономного округа, Мурманской области как целиком арктических регионов был получен напрямую — из данных региональной статистики, для частично арктических регионов Красноярского края, Архангельской области, республик Коми, Карелия и Саха (Якутия) использовались данные муниципальной статистики по городам и районам, входящим в Арктическую зону по нормативным правовым актам 2020 г. (в том числе для Красноярского края Эвенкийский муниципальный район считался как полностью входящий в Арктическую зону). В результате расчетов у нас возникло стартовое представление о «весе» промышленности каждой территории внутри Арктической зоны: первые триллионы рублей обеспечивают безоговорочные чемпионы арктической промышленности — Ямало­ Ненецкий автономный округ и арктические территории Красноярского края (прежде всего Норильский промышленный район); сотни миллиардов рублей — объем промышленного производства в Мурманской области, Ненецком автономном округе, арктических территориях Республики Коми (прежде всего Воркутинском городском округе); десятки миллиардов рублей составляет объем промышленного производства в Чукотском автономном округе, арктической Архангельской области без Ненецкого автономного округа, арктических территориях Республики Карелия; замыкают список арктические районы Республики Саха (Якутия), в которых объем промышленного производства не превышает первые миллиарды рублей. Прямой зависимости активности региональной и местной власти от размеров промышленного сектора, естественно, нет, но исходное представление о приоритетности повестки промышленной политики местных властей в конкретном регионе / арктических районах региона все же данный показатель нам дает. Второй показатель, который мы решили использовать, определяет долю услуг внутри важнейшей для Арктики добычной промышленности, по объему отгруженной продукции. При всей его неполноте (возможно рассчитать не для всех территорий) и приблизительности оценок — для нас он исключительно важен по следующим соображениям: 1) общеизвестно, что в постиндустриальных национальных и региональных экономиках именно промышленный (производственный) сервис / бизнес- услуги являются наиболее быстро растущим сегментом, а внутри него подсектор KIBS, то есть наукоемкие бизнес-услуги; © Пилясов А. Н., Цукерман В. А., 2023 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz