Север и рынок. 2023, № 3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 3. С. 22-43. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 3, pp. 22-43. ЭКОНОМИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ конечно же, радикально изменились инструменты и механизмы, обеспечивающие в Арктике тотальную цифровизацию). Замысел этой статьи рождался в многочисленных арктических экспедициях последних двух десятилетий, в которых становилось очевидным колоссальное разнообразие российских «арктик» по экономическим и природным условиям. Ситуация, действительно, очень поляризованная. Дополнительным катализатором выступает то обстоятельство, что происходящая сейчас пространственная развертка нового уклада на арктических территориях всегда первоначально приводит к очень сильной и острой неравномерности, которая потом на следующих фазах постепенно смягчается. Предметом статьи стали факторы, предпосылки реализации промышленной политики в регионах Арктики, а не сами ее меры или инструменты. Объектом исследования являлись арктические территории России по Указу Президента РФ от 02.05.2014 № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» (в ред. от 13 мая 2019 г.)8. Цель статьи — оценка современных предпосылок для проведения промышленной политики в арктических территориях усилиями местной и региональной власти. Новизна в постановке исследовательского вопроса потребовала решить методологическую задачу — как оценивать, аналитическую — собственно балльной оценки и прикладную — группирование территорий Арктики по итогам интегральной оценки: 1) отзывчивые к мерам региональной промышленной политики, 2) нейтральные и 3) консервативные к воздействию мерами и инструментами региональной промышленной политики. Информационной основой работы послужили показатели региональной, муниципальной статистики, нормативные правовые документы по промышленной политике арктических регионов из базы данных «Консультант+», материалы ежемесячных Арктических бюллетеней (Мониторинга социально-экономического развития) Института регионального консалтинга. Методология и методы исследования Очевидно, что оценку местных предпосылок к проведению акций промышленной политики следует выполнять, понимая ее саму очень широко и многогранно. К этому призывают концептуальные 8 URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc= 1&lastDoc=1&nd=102349446 (дата обращения: 27.07.2023). статьи классика «новой» промышленной политики Дэни Родрика и его соавторов [7-10], однако они направлены на национальный уровень и стандартные условия хорошо обжитых стран мира, нам же требуется учесть региональную и зональную специфику территорий Арктической зоны РФ. В данной статье региональную промышленную политику в Арктике мы понимаем как систему мер региональной и муниципальной (в моногородах) власти, направленных на производственный сектор арктической экономики для обеспечения его структурных преобразований в целях развертывания пятого технологического уклада. В этом определении критичны акценты на поощрение производственных новшеств, опору одновременно на местное знание и глобальный пул компетенций, на сцепление объекта промышленной политики с остальной арктической экономикой (не «собор в пустыне»). Для региональной промышленной политики в Арктике приоритетна поддержка новшеств в использовании природных ресурсов и пространств — как самого специфичного актива Арктики. По этим обозначенным обстоятельствам решено было представить местные условия реализации мер региональной и муниципальной промышленной политики как систему, состоящую из нескольких тематических блоков. Помимо исходных обязательных «дескриптивных» блоков, которые описывают сам феномен промышленного сектора арктической территории — размер, объем, пространственное размещение, решено было дать: блок характеристики развертывающегося нового технологического уклада; блок институциональный, который в определенной степени дополняет первый блок характеристики материальных активов промышленности — здесь, наоборот, в большей степени акцент поставлен на качественную сторону (институты, акторы, сети и партнерства); блок ресурсный, в котором дана характеристика природных активов — основополагающих для любой арктической экономики. Весь алгоритм получения интегральной оценки степени готовности территории к мероприятиям РПП был получен в результате четырехшаговой процедуры. Сначала проводилась количественная, а в тех случаях, когда количественные оценки было трудно получить, — и качественная (экспертная) оценка ситуации по всем девяти арктическим регионам по целевым показателям по каждому блоку. Затем все значения показателей нормировались (трансформировались в баллы — 0, 1, 2). Трехбалльная система оценки показателей была выбрана, исходя из немногочисленности объектов © Пилясов А. Н., Цукерман В. А., 2023 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz