Север и рынок. 2023, № 3.
С Е В Е Р И Р Ы Н О К : ф о р м и р о в а н и е э к о н о м и ч е с к о г о п о р я д к а . 2023. № 3. С . 165-18 3. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 3, pp. 165-183. РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ГОРОДОВ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА СЕВЕРЕ РОССИИ 1. Обобщенные показатели деятельности ТОС: • число зарегистрированных ТОС в муниципалитете, в том числе со статусом юридического лица; • количество вопросов местного значения, решение которых осуществлялось с привлечением территориального общественного самоуправления, ед.; • количество жителей, участвующих в деятельности ТОС (чел.), и их доля в общей численности населения муниципалитета, %; • отношение объема привлеченных финансовых средств из внебюджетных источников (средства населения, бизнеса, фондов, грантов и т. д.) к величине консолидированного бюджета муниципального района (бюджета городского округа), %. Чем выше значения данных показателей, тем больший реальный вклад вносит территориальное общественное самоуправление в социально экономическое развитие соответствующего муниципального образования. 2. Процессные, «объектные» показатели: • общее число мероприятий (в том числе по видам мероприятий — спортивные, культурно массовые, патриотические, контрольные, волонтерские и благотворительные и т. д.), проведенных ТОС, ед.; • общее число проектов, реализованных ТОС, ед.; • число обращений жителей в органы ТОС, ед.; • число депутатов, участвующих в работе органов ТОС, чел.; • количество заседаний, проведенных ТОС, ед.; • число вопросов, заявленных жителями в органы ТОС и успешно решенных, ед.; • доля жителей, информированных о деятельности ТОС, в общем числе жителей, проживающих в соответствующих границах, %; • количество информационных сообщений в местных, региональных СМИ, а также социальных сетях о деятельности данного ТОС, ед.; • объем привлеченных денежных средств населения, бизнеса, органов государственной власти и местного самоуправления, фондов, благотворительных организаций на реализацию проектов, мероприятий ТОС, руб.; • число установленных/отремонтированных силами ТОС объектов благоустройства населенных пунктов и дворов, объектов социальной и инженерной инфраструктуры, шт.; • количество открытых/созданных силами ТОС детских клубов, детских кружков, детских спортивных секций; • количество человек(пенсионеров, инвалидов, многодетных семей), которым оказана помощь силами ТОС, чел. Следует отметить, что данных показателей в настоящее время нет в официальной статистике или каких-либо иных информационных базах, однако сбор данных по этим показателям может осуществляться каждым ТОСом, потом обобщаться на уровне района/округа и субъекта РФ. В целом эффективное функционирование территориального общественного самоуправления возможно лишь при наличии целостной системы содействия развитию ТОС (описание такой системы представлено выше на примере Архангельской области). Перспективы будущих исследований Таким образом, в ходе проведенного исследования выявлены специфические особенности и тенденции развития различных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления на примере одного из макрорегионов России (Европейский Север России), предложены рекомендации по организации мониторинга данных форм участия на уровне муниципальных районов/округов, городских округов. Дальнейшее развитие данной тематики исследований в части анализа особенностей и определения перспектив совершенствования формальных и неформальных механизмов участия населения в развитии муниципальных образований в современных условиях видится в решении следующих научно-исследовательских задач: 1. Проведение анкетного опроса глав муниципальных образований макрорегиона (например, Европейского Севера России или Северо-Западного федерального округа) с целью выявления и анализа форм (механизмов) участия жителей муниципалитетов в развитии территорий, обнаружения имеющихся проблем и определения перспектив в данной сфере, а также специфики данных процессов в различных субъектах РФ. 2. Проведение анализа основных «неформальных» механизмов участия населения в развитии муниципальных образований (участие жителей в деятельности некоммерческих организаций, в том числе волонтерских и благотворительных; обсуждение вопросов развития муниципалитетов на официальных сайтах муниципалитетов, официальных/неофициальных страницах соответствующих муниципалитетов в социальной сети «Вконтакте»; создание формальных и неформальных инициативных групп жителей по обсуждению тех или иных вопросов и решению определенных проблем и др.). 3. Анализ и обобщение практики распространения «неформальных» механизмов участия населения в развитии территорий на примере субъектов Северо Западного федерального округа; проведение обобщенной оценки результативности данных © Ворошилов Н. В., 2023 179
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz