Север и рынок. 2023, № 3.

С Е В Е Р И Р Ы Н О К : ф о р м и р о в а н и е э к о н о м и ч е с к о г о п о р я д к а . 2023. № 3. С . 165-18 3. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 3, pp. 165-183. РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ГОРОДОВ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА СЕВЕРЕ РОССИИ Федеральным законом от 27 мая 2014 г. № 136- ФЗ8были внесены изменения в ФЗ № 131, в соответствии с которыми органы государственной власти субъектов РФ получили возможность самостоятельно определять порядок формирования органов МСУ, в результате чего в большинстве субъектов РФ прямые выборы населением глав муниципалитетов (городских округов, муниципальных районов, городских поселений) стали заменяться выборами главы представительным органом муниципалитета из своего состава либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по итогам конкурса. Результаты анализа избирательных компаний по выбору глав поселений (в подавляющем большинстве это выборы глав сельских поселений) регионов Европейского Севера России за 2018-2022 г. (234 избирательных кампании за данный период) позволяют сделать выводы (табл. 5): • о низкой активности населения на данных выборах как с точки зрения явки на выборах (во всех рассматриваемых регионах средняя явка меньше 50 %, в Республике Карелия 36 %, в Архангельской области 41 %; на отдельных выборах явка составляла всего 8-13%), так и участия жителей в качестве кандидатов на местных выборах (в республиках Карелия и Коми среднее число кандидатов на выборах было меньше 3, в большинстве избирательных компаний — минимально возможные 2 человека); • о невысокой (в ряде случаев) реальной поддержке даже победившего кандидата (на отдельных выборах за победившего кандидата проголосовало всего 25-33 % от участников голосования, что, в свою очередь, при низкой явке избирателей свидетельствует о фактической поддержке избранного главы лишь 10-20 % избирателей муниципалитета). Таблица 5 Основные параметры избирательных компаний по выбору глав городских и сельских поселений регионов Европейского Севера России за 2018-2022 гг. Регион Количество избирательны х кам пан и й Средняя (м аксим альная и м и н им ал ьна я) явка на выборах, % от числа избирателей Среднее число Средняя доля голосов за кандидата- победителя, % канд ид а тов на выборах, чел. политических партий, представители которы х являются канд ид атам и на выборах, ед. А рхангельская область 11 40,6 (2 5,3-49,1) 3,3 (2 -5 ) 1,6 (0 -3 ) 56,5 (3 6,2-80,4) Н енецкий автоном ны й о кр уг 22 46,4 (3 4,0-69,6) 3,5 (2 -1 0 ) 2,0 (1 -6 ) 56,4 (2 4,7-79,7 ) Вологодская область 94 44,4 (1 2,5-70,8) 3,1 (2 -7 ) 2,0 (1 -5 ) 69,4 (3 8,6-94,8 ) М ур м анская область - - - - - Республика Карелия 92 35,5 (7 ,6-6 0,5) 2,9 (2 -7 ) 1,9 (0 -4 ) 66,7 (3 2,9-90,5 ) Республика Ком и 15 42,4 (2 8,8-60,5) 2,6 (2-4) 1,5 (1 -3 ) 64,4 (4 1,8-91,4 ) П р и м е ч а н и е . В графах 3 -6 табл ицы в скоб ках указаны м и н им а л ь н о е и м а ксим ал ьн о е значения показателя по всем ан ал и зи руе мы м избирательны м ко м п а н и я м субъекта Р оссийской Ф едерации. Распространенность территориального общественного самоуправления среди субъектов РФ также крайне неравномерная (табл. 6). Лидером среди макрорегионов является Южный федеральный округ (5,2 зарегистрированных ТОС в расчете на 10 тыс. жителей), отстающим —Уральский округ (0,7). В субъектах 8 См.: О внесении и зм ен ен ий в статью 26.3 Ф едерального закона «Об общ их пр и н ц и п а х организации закон од ател ьны х (представительных) и исполнительны х ор ган ов государственной власти субъектов Российской Ф ед ерации» и Ф едеральны й закон «Об общ их пр инц ипах орган и за ци и м естного сам оуправления в Российской Ф ед ерации»: федер. за ко н от 27.05.2014 № 136-ФЗ. URL: h ttp ://p u b lica tio n .p ra vo .g o v.ru /d o cu m e n t/0 0 0 1 2 0 1 4 0 5 2 7 0 0 2 0 (дата обращ ения: 13.07.2023). © Ворошилов Н. В., 2023 174

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz