Север и рынок. 2023, № 3.

С Е В Е Р И Р Ы Н О К : ф о р м и р о в а н и е э к о н о м и ч е с к о г о п о р я д к а . 2023. № 3. С . 165-18 3. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 3, pp. 165-183. РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ГОРОДОВ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА СЕВЕРЕ РОССИИ Окончание таблицы 1 Типология муниципальных районов Вологодской области по уровню социально-экономического развития (УСЭР) (средняя оценка за 2017-2021 гг.)** Высокий УСЭР Шекснинский, Грязовецкий, Вологодский, Кадуйский, Сокольский, Тотемский, Нюксенский муниципальные районы Средний УСЭР Великоустюгский, Чагодощенский, Бабаевский, Череповецкий, Тарногский, Междуреченский муниципальные районы Низкий УСЭР Харовский, Кирилловский, Устюженский, Белозерский, Верховажский, Сямженский, Вытегорский, Вашкинский, Усть-Кубинский, Вожегодский, Никольский, Бабушкинский, Кичменгско-Городецкий муниципальные районы *Типология муниципальных образований по доле сельского населения в общей численности населения муниципалитета: полностью городские (доля сельского населения 0 % для муниципальных районов/округов, для городских округов —доля сельского населения не более 2-3 %); преимущественно городские (доля сельского населения не более 25 %); в значительной степени городские (доля сельского населения 25,0-49,9 %); преимущественно сельские (50,0-99,9 %); полностью сельские (100 %). ** Типология муниципальных районов Вологодской области по уровню социально-экономического развития (усредненная оценка за 5-летний период — 2017-2021 гг.) разработана автором данной статьи на основе методики, представленной в монографии [33]. Таблица 2 Количественная динамика отдельных форм осуществления населением местного самоуправления в целом по России за 2015-2021 гг. Форма участия населения в МСУ 2015 г. 2016 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021 г. к 2015 г., % Проведенные местные референдумы, ед. 955 1555 114 22 73 7,6 из них референдумы о самообложении 955 1554 111 21 72 7,5 Зарегистрированные ТОСы, тыс. 24,7 27,6 32,0 35,0 35,0 141,7 Проведенные публичные слушания, тыс. 85,1 95,6 85,0 63,0 67,6 79,4 Сельские населенные пункты со старостами, тыс. 30,0 24,1 27,6 29,0 27,9 93,0 Примечание. Составлено автором на основе докладов Министерства юстиции РФ «О результатах ежегодного мониторинга организации и развития местного самоуправления в Российской Федерации» за 2015-2021 гг. Рассмотрение практики участия населения в осуществлении местного самоуправления в регионах ЕСР начнем с референдумов. Федеральные референдумы в России не проводились после референдума по принятию Конституции 1993 года6. Региональные референдумы в субъектах ЕСР в 2010-2022 гг. не проводились. Что касается местных референдумов, то в за 2010-2022 гг. в данном макрорегионе было проведено всего пять местных референдумов (табл. 3): по вопросам изменения статуса7 одного из городских поселений в Мезенском районе Архангельской области в 2016 г., для получения/неполучения согласия населения на строительство нефтеперерабатывающего завода и морского порта в двух муниципальных районах Республики Карелия, по вопросу объединения двух школ в г. Питкяранта и по вопросу возобновления/ невозобновления работы кинотеатра в г. Олонце Республики Карелия. Следует отметить, что все эти референдумы были признаны несостоявшимися, так как явка избирателей на них была менее 50 %. При этом большинство жителей, проголосовавших на референдуме, высказалось за строительство завода (73 %), морского порта (72 %), возобновление работы кинотеатра (91 %), но против объединения школ в городе (76 %). Безусловно, данные 6 Заметим также, что с 25 июня по 1 июля 2020 г. проходило общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию России, которое не называлось референдумом, но было организовано в порядке проведения федерального референдума. 7 С 2017 г. такие решения о преобразовании принимаются уже не на местном референдуме, а представительным органом муниципалитета. © Ворошилов Н. В., 2023 170

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz