Север и рынок. 2023, № 3.

С Е В Е Р И Р Ы Н О К : ф о р м и р о в а н и е э к о н о м и ч е с к о г о п о р я д к а . 2023. № 3. С . 165-18 3. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 3, pp. 165-183. РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ГОРОДОВ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА СЕВЕРЕ РОССИИ населения в развитии территорий. Данные вопросы рассмотрены на материалах крупного макрорегиона — Европейского Севера России (далее — ЕСР), который является самым большим экономическим районом европейской части России (площадь — 1466 тыс. км2, или 9 % площади страны). Ключевыми факторами развития территорий ЕСР являются неблагоприятные природно-климатические условия (что ограничивает возможности развития высокоэффективного сельского хозяйства), очаговый характер расселения и преобладание малонаселенных сельских поселений (с численностью населения менее 1000 чел.). Эти обстоятельства обусловливают стратегическую значимость рассмотрения именно местного уровня власти. Данные по распространенности отдельных форм участия населения будут представлены в целом по России, так как подробная информация по субъектам РФ в ряде случаев отсутствует в открытом доступе. Наиболее распространенной, масштабной и регулярной формой участия населения в управлении на местном уровне являются референдумы и выборы: • федеральные избирательные кампании (выборы Президента Российской Федерации, выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации); • региональные избирательные кампании (выборы населением высшего должностного лица субъекта РФ, депутатов законодательного/ представительного органа субъекта РФ); • местные избирательные кампании (выборы населением главы муниципального образования, депутатов представительного органа муниципалитета). Специфика проведения и итогов электоральной активности жителей муниципальных образований (всех муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов регионов ЕСР) будет рассмотрена в рамках двух типологий муниципальных образований: по доле сельского населения муниципалитета, по общему уровню развития муниципалитета (табл. 1), что позволит оценить влияние расселенческих факторов и социально-экономических факторов на процесс электоральной активности населения. Полученные выводы и результаты Данные, представленные в докладах Министерства юстиции Российской Федерации 3 Инф ормация М инистерства ю стиции Российской Ф ед ерации (извлечение из Д окл ад а о результатах е ж е го д н о го м о н и то р и н га орган и за ци и и развития м естного сам оуправления в Р оссийской Ф ед ерации в 2021 году. URL: http://kom itet4.km.duma.gov.ru/upload/ site28/2._INFO_MINYuSTA(2).pdf (дата обращ ения: 13.07.2023). 4 В соответствии с № 131-ФЗ по д средствам и сам ооб л ож ен и я гр аж д ан поним аю тся разовые платежи о развитии местного самоуправления3, свидетельствуют о наличии устойчивой динамики развития территориального общественного самоуправления (далее — ТОС) в муниципалитетах России (прирост зарегистрированных ТОСов за 2015­ 2021 гг. составил 42 %; табл. 2); в то же время заметно сократилось количество проведенных референдумов (обусловлено это тем, что с 2019 г. вместо референдумов о самообложении4 в муниципальных образованиях в основном стали проводиться сходы граждан в конкретных населенных пунктах по вопросу введения самообложения). Сокращение количества проведенных публичных слушаний в 2020-2021 гг. связано главным образом с распространением пандемии коронавирусной инфекции и соответствующими введенными ограничительными мерами. Кроме того, согласно данным Минюста, в 2021 г., «в целом в муниципалитетах России было проведено 4.5 тыс. выборных избирательных кампаний в органы местного самоуправления; 20,2 тыс. раз проводились общественные обсуждения, 38 тыс. раз — собрания граждан, 4,3 тыс. раз — конференции (собрания делегатов), 1,3 тыс. раз — опросы граждан. Сходы граждан в 2021 г. собирались 1,6 тыс. раз для избрания старост; 2 тыс. раз — для решения вопросов о введении самообложения; 3 тыс. раз — по вопросам выдвижения и отбора инициативных проектов; 2,5 тыс. раз — по вопросам осуществления полномочий представительных органов поселений». «На конец 2021 года зарегистрировано было около 35 тыс. ТОСов (их уставы зарегистрированы в органах местного самоуправления), в границах 6.6 тыс. муниципальных образований (34 % от общего числа муниципалитетов России). При этом большая часть ТОСов (16,4 тыс., или 46,8 % от общего их числа) находится в сельских поселениях, 12,6 тыс. (39,2 %) — в городских округах, 4,2 тыс. (12 %) — в городских поселениях, 5 тыс. (4,4 %) — в муниципальных округах. Около 2,9 тыс. ТОСов (8,3 % от общего их числа) имеют статус юридических лиц». Согласно данным Министерства финансов Российской Федерации5, в 2021 г. объем поступлений от самообложения граждан (которые вводятся по итогам проведенных местных референдумов или сходов граждан) в местные бюджеты составил граж дан, осущ ествляемы е для реш ения ко н кр е тн ы х вопросов м естного значения. Решение о введении сам ооб л ож ен и я принимается на м е стн ом референдуме. 5 Результаты м о н и то р и н га м естны х бю д ж етов. URL: h ttp s ://m in fin .g o v .ru /ru /p e rfo m a n c e /re g io n s /m o n ito rin g _ results/M onitoring_local/results/ (дата обращения: 13.07.2023). © Ворошилов Н. В., 2023 168

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz