Север и рынок. 2023, № 3.
С Е В Е Р И Р Ы Н О К : ф о р м и р о в а н и е э к о н о м и ч е с к о г о п о р я д к а . 2023. № 3. С . 165-18 3. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 3, pp. 165-183. РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ГОРОДОВ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА СЕВЕРЕ РОССИИ p a rticipatio n fro m 2018 to 2022, using ENR m unicipalities as a case study. The research revealed th a t elections lacking a legally established v o te r tu rn o u t thresho ld w itnessed no tably low v o te r pa rticip a tio n rates (ranging fro m 28 % to 41 % in th e elections o f senior officials o f ENR regions fro m 2019 to 2022, 40% to 46% in th e elections o f State Duma deputies in 2021, and 8% to 71% in th e elections o f rural se ttle m e n t heads). In m o st cases, m unicipalities w ith p re d om in a n tly rural populatio ns d em onstrate d higher election tu rn o u t rates and stro nge r su p p o rt fo r w in n in g candidates, a p a tte rn th a t also holds in lo w -d e ve lo p m e n t areas w ith in th e Vologda Oblast. The article also discusses h o w local governors in th e V ologda O blast assess civil engagem ent fro m 2012 to 2022 and offers re comm e nda tions fo r regional-level m o n ito rin g o f diverse fo rm s o f populatio n involvem en t in te rrito ria l d e velopm ent, w ith an em phasis on local public governance. Keywords: local governance, elections, referendum s, m u nicipalities, Russian federal subject, European N orth o f Russia Acknowledgments: The research was fun ded by a g ra n t fro m th e Russian Science Foundation, P roject No. 23-28-01615, h ttp s ://rs c f.ru /e n /p ro je c t/2 3 -2 8 -0 1 6 1 5 / For citation: V oro shilov N. V. Features, trends, and factors shaping diverse approaches to local governance in th e European N orth o f Russia. S e v e r i r y n o k : f o r m i r o v a n i e e k o n o m i c h e s k o g o p o r y a d k a [The N orth and th e M a rket: Form ing th e Economic O rder], 2023, no. 3, pp. 16 5-18 3. https://do i:1 0 .3 7 6 1 4 /2 2 2 0 -8 0 2 X .3 .2 0 2 3 .8 1 .0 1 1 . (In Russ.). Введение В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 местное самоуправление (далее — № 131-ФЗ) — это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и(или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. В данном федеральном законе (статьи 22-33) перечислены основные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления: 1) местный референдум; 2) муниципальные выборы; 3) голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; 3) сходы граждан; 4) правотворческая инициатива граждан; 5) инициативные проекты (инициативное бюджетирование, в том числе проекты «Народного бюджета»); 6) территориальное общественное самоуправление; 7) староста сельского населенного пункта; 8) публичные слушания, общественные обсуждения; 9) собрание граждан; 10) конференция граждан (собрание делегатов); 11) опрос граждан; 12) обращения граждан в органы местного самоуправления; другие формы. Эти формы являются «формальным» (прямым, непосредственным, законодательно регламентированным) участием жителей муниципалитетов в развитии территорий. В проекте нового федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (законопроект № 40361-8) (принят Государственной Думой РФ в первом чтении 25 января 2022 г., дальнейшее рассмотрение законопроекта пока отложено) предусматривается, с одной стороны, ликвидация поселенческого уровня управления (городских и сельских поселений), с другой — повышение роли территориального общественного самоуправления, старост сельских населенных пунктов, инициативных проектов как институтов самоорганизации, самоуправления и саморазвития на местном уровне. Следует также отметить, что для российских муниципалитетов по-прежнему характерна низкая финансово-экономическая самостоятельность, что требует поиска новых источников, ресурсов для развития локальных территорий. Так, по итогам 2021 г. в среднем по всем муниципалитетам России доля собственных (налоговых и неналоговых) доходов местных бюджетов составила 34 % от общего объема доходов местного бюджета (большую часть доходов местных бюджетов по- прежнему составляют дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты из вышестоящих бюджетов). Этот и другие факты свидетельствуют о недостаточности у органов местного самоуправления ресурсов для полного, качественного и быстрого решения всех вопросов и проблем местного значения, что актуализирует необходимость повышения вклада непосредственно жителей муниципалитетов в развитие территорий (с точки зрения финансового, трудового и иного личного участия), а также роли жителей в принятии управленческих решений на местном уровне, в том числе с точки зрения определения приоритетных направлений развития муниципалитета и приоритетов финансирования проектов, мероприятий по развитию муниципалитетов. 1 URL: h ttp ://p ra v o .g o v .ru /p ro x y /ip s /? d o c b o d y = & n d =102083574 (дата обращ ения: 13.07.2023). © Ворошилов Н. В., 2023 166
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz