Север и рынок. 2023, № 3.

С Е В Е Р И Р Ы Н О К : ф о р м и р о в а н и е э к о н о м и ч е с к о г о п о р я д к а . 2023. № 3. С . 150-16 4. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 3, pp. 150-164. РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ГОРОДОВ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА СЕВЕРЕ РОССИИ человеческим, научно-технологическим, финансовым и др.), при этом модернизация города обеспечивается за счет повышения эффективности использования и развития данного потенциала. С позиции пространственного подхода город рассматривается как важный функциональный элемент иерархической пространственной системы страны и регионов. Потенциал модернизации рассматривается с позиции обеспечения его сопряженного развития и коммуникаций с другими элементами пространственного каркаса. Как было показано ранее, роль данных факторов в современных условиях только возрастает. Стоит отметить, что малые города существенно отличаются друг от друга по ряду признаков, которые в итоге определяют его профиль. В науке сложился целый ряд подходов к типологизации данных населенных пунктов. В частности, выделяют типы городов по выполняемым ими функциям [29], которые созвучны с другой их типологизацией по специализации. Города отличаются по степени диверсификации их экономики (специализированные и моногорода) [30]. Другим ключевым признаком является фактор периферийности, положение города по отношению к крупным городам и агломерациям [30], транспортным магистралям [31]. Малые города разделяются на обладающие и на не обладающие статусом административного центра региона, по этническому составу населения и т. п. [32, 33] С учетом этого апробация авторского подхода была проведена на материалах 11 малых городов (из 56) Европейского Севера России (ЕСР), располагающихся во всех субъектах данного региона (Дальний, Крайний, Ближний Север; приграничные и внутренние территории) и отличающихся структурой экономики, расположением относительно крупных городов/ агломераций, транспортных коммуникаций, этническим составом населения и др. В результате для более глубокого исследования в работе были выбраны города: Вельск, Новодвинск (Архангельская область), Нарьян- Мар (Ненецкий автономный округ), Сокол, Великий Устюг (Вологодская область), Сегежа, Кондопога (Республика Карелия), Усинск, Инта (Республика Коми), Кандалакша, Кировск (Мурманская область). Это, на наш взгляд, позволит в определенной степени экстраполировать полученные результаты на практически все типы северных малых городов и получить выводы, актуальные для регионального и федерального уровней. Исследование опирается на общенаучные (индукция, дедукция, сравнение, системно­ структурный и др.) и специальные (монографический, исторический, сравнительно-географический, анализ нормативно-правовой базы) и экономико­ математические методы исследования, а также метод кейсов. Для оценки сформированности и направленности существующих связей малых городов была использована собранная на основе использования баз данных СПАРК, Контур.Фокус информация о хозяйственно-кооперационных связях ключевых предприятий, составляющих базис экономики этих территорий. На основе данных ресурса СПАРК (https://spark-interfax.ru/) для каждого города был составлен рейтинг из 30 самых крупных по выручке предприятий (в него не включали предприятия ЖКХ, энергетики). Далее эти хозяйствующие субъекты были более детально проанализированы через сервис Контур.Фокус (https://focus.kontur.ru/) , который консолидирует данные, полученные из Федеральной налоговой службы России, Росстата, Центрального банка РФ, Верховного суда РФ, Казначейства и Роспатента. Была исследована информация о занятости на предприятиях, о налоговых отчислениях в бюджеты всех уровней, о финансовом состоянии связанных с ними компаний и контрагентов (в т. ч. в рамках реализации контрактов по федеральным законам № 44 и № 223). Полученные результаты В советский период с учетом стоящих задач по обеспечению индустриализации страны происходило форсированное промышленное освоение зоны Севера, Арктики и восточных территорий. Наряду со строительством здесь промышленных предприятий (рис. 1) активно развивалась опорная сеть расселения (табл. 1). Все это позволяло «обживать» территории и проводить их хозяйственное освоение. В то же время победившая после распада СССР в начале 1990-х гг. либеральная модель пространственного развития России предполагала в определенной степени «уход» с Севера и Арктики. В частности, в рамках практической реализации Генеральной схемы расселения на территории России (1994 г.) подразумевался переход от политики проживания к политике пребывания некоренного населения на Севере, ограничение на рост здесь городов и др. Реализация данной политики в северных регионах, базирующаяся на снижении роли государства, разрушении многих компенсаторных механизмов проживания, привела к значительным темпам депопуляции, особенно остро проявившимся в малых и средних городах Севера (табл. 2). В частности, за данный период (1989-2021 гг.) Инта потеряла 66 % своего населения, Кандалакша — 46 %, Кировск — 43 % и др. Исключением является Нарьян- Мар, где население увеличилось на 16 % (табл. 3). © Кожевников С. А., 2023 154

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz