Север и рынок. 2023, № 3.
С Е В Е Р И Р Ы Н О К : ф о р м и р о в а н и е э к о н о м и ч е с к о г о п о р я д к а . 2023. № 3. С . 140-14 9. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 3, pp. 140-149. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ объеме. Реализация проекта будет способствовать развитию новых рынков17для экспорта в страны АТР, в том числе в Индию. Комплексное развитие Архангельского транспортного узла. Переориентация транспортных потоков России с западного направления на восточное повысит значимость Архангельского порта и может сделать его одним из основных элементов в инфраструктуре СМП. Архангельский транспортный узел в настоящее время рассматривается как точка отправления каботажных грузов в регионы Дальневосточного федерального округа. Суммарная проектная мощность глубоководного порта18 составит 37,9 млн т в год. К настоящему времени проведены геолого изыскательские работы и обозначено место для сооружения терминалов. При развитии Архангельского порта планируется диверсифицировать грузовую базу вследствие использования специализированных терминалов для разнообразных грузов, но о реальных сдвигах в строительстве говорить пока рано. По мнению доцента Финансового университета при Правительстве РФ, эксперта аналитического центра ИнфоТЭК В. Андрианова, выход из проектов по строительству европейских партнеров может лишь немного задержать их ввод в строй, но не помешать их запуску19. Это подтверждает проведенное исследование. Таким образом, результатом ухода западных компаний из некоторых нефтегазовых проектов является затягивание сроков строительства отдельных объектов портовой инфраструктуры. При этом следует отметить, что информации о планах по сокращению финансирования заявленных проектов нет. Всего на развитие Северного морского пути до 2035 г. планируется направить порядка 1,8 трлн руб. Из строящихся объектов портовой инфраструктуры, которые могут увеличить грузооборот по СМП, необходимо выделить следующие (см. табл.): • терминал СПГ «Утренний», порт Сабетта (осень 2023 г.) — 7 млн т (выход на полную мощность — 21,6 млн т); • терминал «Бухта Север», проект «Восток Ойл» (2024 г.) —25 млн т (2030 г. — 100 млн т); • терминал угольный «Енисей» (конец 2023 г.) — 1 млн т (выход на полную мощность — 10 млн т); • морской перегрузочный комплекс СПГ, Камчатский край, — 20 млн т; • морской перегрузочный комплекс СПГ, Мурманская область, — 20 млн т; • комплекс перегрузки угля «Лавна» (2024 г.) — 9 млн т (выход на полную мощность — 18 млн т). Таким образом, мощности перечисленных строящихся портов позволят увеличить грузооборот более чем 80 млн т в 2024 г. и на 180 млн т в 2030 г. Это соответствует выполнению Комплексного плана и поставленной государством задачи по увеличению грузопотока по СМП. Выводы были сделаны на основании степени готовности объектов и базируются на экспертных оценках специалистов. Проекты, находящиеся на стадии планирования, согласования документации или с неясными перспективами строительства, не учитывались. Возвращаясь к санкционному воздействию на проекты в Арктике, следует отметить, последствия, не относящиеся напрямую к портовой инфраструктуре, но влияющие на грузооборот. В частности, для вывоза СПГ с «Арктик СПГ 2» ПАО «Новатэк» планировал построить флот из 21 танкера-газовоза ледового класса Arc7, из них 15 танкеров должны быть построены на ООО «Судостроительный комплекс "Звезда"» на Дальнем Востоке. Перспективы их строительства пока не ясны из-за введения западных санкций на судовое оборудование. На верфи Daewoo Shipping & Marine Engineering (DSME) (Южная Корея) должны были быть построены 6 судов; ПАО «Совкомфлот» должен был стать владельцем 3 судов, собственником остальных 3 — компания MOL (Япония). Южная Корея расторгла контракт, заключенный с ПАО «Совкомфлот», контракт с Японией остался действующим20. Тем не менее, южнокорейская верфь (DSME) завершила строительство плавучего хранилища СПГ для перегрузочного комплекса ПАО «НОВАТЭК» в Мурманске. Судно Saam FSU (floating storage unit) в феврале 2023 г. вышло из южнокорейского порта Окпо и отправилось в Мурманск. Весь путь продлится несколько месяцев. Такое же хранилище для перегрузочного комплекса на Камчатке Koryak FSU, должно быть построено во II квартале 2023 г. Как уже 17 В «Лавне» обсудили развитие Мурманского транспортного узла / / ИАА «Seanews». 2023. 17 февр. URL: https://seanews.ru/2023/02/17/ru-v-lavne-obsudili-razvitie- murmanskogo-transportnogo-uzla/ (дата обращения: 16.03.2023). 18 Порт Архангельска должен стать ключевым элементом СМП, заявил Цыбульский / / РИА Новости. 2022. 22 июля. URL: h ttp s ://ria .ru /2 0 2 2 0 7 2 2 /a rkh a n g e ls k-1 8 0 4 2 5 3 0 2 1 .h tm l (дата обращ ения: 15.03.2023). 19 Тихонов С. Как западные санкции изменят планы по загрузке Северного морского пути / / Рос. газ. 2022. 5 апреля. URL: https://rg.ru/2022/04/05/kak-zapadnye-sankcii-izmeniat-plany-po- zagruzke-severnogo-morskogo-puti.html (дата обращения: 16.03.2023). 20 «Коммерсантъ» узнал об отказе Кореи строить танкеры для «Арктик СПГ 2» / / РБК: сетевое издание. 2022. 25 мая. URL: https://www .rbc.ru/business/25/08/2023/64e5db929a794777c7f9 009b (дата обращения: 17.03.2023). © Николаева А. Б., 2023 146
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz