Север и рынок. 2023, № 3.

С Е В Е Р И Р Ы Н О К : ф о р м и р о в а н и е э к о н о м и ч е с к о г о п о р я д к а . 2023. № 3. С . 140-14 9. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 3, pp. 140-149. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Перевалочные терминалы в Мурманске и на Камчатке планируется запустить уже в 2023 г., они необходимы для перегрузки СПГ c проектов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2» из танкеров ледового класса Arc7, способных проходить Севморпуть, на обычные конвенциональные суда, стоимость фрахта которых ниже. В настоящее время перевалка осуществляется в порту Зебрюгг (Бельгия). При использовании перевалочных теминалов компания перестанет зависеть от европейских портов. По словам главы ПАО «НОВАТЭК» Л. Михельсона, компания будет продавать СПГ непосредственно в перевалочных пунктах на условиях FOB (free-on-board). Кроме того, по его мнению, функционирование терминалов приведет к стабилизации цен на рынке12. Аналитик энергетического центра бизнес-школы Сколково А. Собко считает, что при использовании перегрузочного терминала в Мурманской области, транспортное плечо для газовозов ледового класса в западном направлении сокращается почти в 2,5 раза по сравнению с перегрузкой на терминалах Западной Европы. Эта оптимизация позволит высвободить большее число судов ледового класса для экспорта по СМП в восточном направлении, что актуально в летний навигационный период13. Исходя из прогнозов ПАО «НОВАТЭК», в 2027 г. производство СПГ на Ямале и Гыдане выйдет на уровень 44,2 млн т и превысит пропускную способность морских перегрузочных комплексов, что потребует их расширения. По оценке главы консультационного центра «Гекон» М. Григорьева, строительство дополнительных мощностей может занять три года от момента размещения заказа14. Специализированный терминал навалочных грузов «Тулома», порт Мурманск. ООО «Морской терминал Тулома» является резидентом территории опережающего развития «Столица Арктики» в Мурманской области и был заказчиком проекта по перевалке навалочных грузов мощностью до 6 млн т в год. Стоимость строительства должна была составить 14 млрд руб., однако проектировщик АО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» не уложился в указанную сумму, заложенные в расчетах расходы на строительство выросли до 23 млрд руб. В результате заказчик отказался от проекта15. Официальных сообщений о сроках начала строительства объекта не было. В данном случае сложно сказать, было ли это прямым результатом санкционной политики, но, по-видимому, это следствие роста цен и инфляционных ожиданий в экономике. Правительство региона надеется, что реализация проекта будет содействовать развитию СМП, но перспективы строительства данного терминала пока не ясны. Восточный транспортно-логистический узел для перевалки транзитных контейнерных грузов, порт Владивосток. Транспортный узел предназначен для оказания комплексных услуг при осуществлении международных морских грузоперевозок. Реализация проекта позволит увеличить перерабатывающие мощности портовой инфраструктуры региона, что значительно повысит конкурентоспособность отрасли и создаст условия для роста грузопотока по СМП. В настоящее время проводятся изыскательские работы, разработка проектной документации, получение согласующей и разрешительной документации16. Первый этап (лето 2023 г. — осень 2024 г.) предполагает строительство транспортно-логистического центра на 1 млн контейнеров. На втором этапе в бухте Суходол к 2025 г. будет построен глубоководный контейнерный терминал мощностью 3 млн TEU. В Приморском крае одновременно ведется строительство шести новых портов, которые прибавят к существующему грузообороту транспортного узла 100 млн т грузов. О том, каким образом функционирование данного транспортного узла отразится на грузопотоке СМП, пока данных нет. Комплекс по перегрузке угля «Лавна». Строительство ведется в рамках проекта развития Мурманского транспортного узла. Предполагается возведение глубоководного причала, способного принимать сразу два крупнотоннажных судна. Инвестиции в проект составляют 34 млрд руб. Работа терминала будет осуществляться круглогодично, такую возможность предоставляет незамерзающий Кольский залив. Готовность объекта в настоящее время составляет более 60 %. Отгрузка угля начнется в 2024 г. и составит 9 млн т на первом этапе, с дальнейшим увеличением до 18 млн т в год (см. табл.). В. Десятков, заместитель министра транспорта РФ, отметил, что финансирование проекта обеспечено в полном 12 Дятел Т. Газ останется на плаву / / Коммерсантъ. 2023. 27 февр. № 33. URL: https://www .komm ersant.ru/doc/5842381 (дата обращения: 15.03.2023). 13 В М урманск буксируют плавучее хранилище СПГ / / Arctic- Russia.ru: и нве сти ци он ны й портал. URL: h ttp s ://w w w . arctic- ru ssia .ru /n ew s/ (дата обращ ения: 10.02.2023). 14 Дятел Т. Газ останется на плаву / / Коммерсантъ 2023. 27 февр. № 33. © Николаева А. Б., 2023 15 «М орской терминал Тулома» остался без проекта / / Ведомости Санкт-Петербургский выпуск: сетевое издание. 2022. 21 октября. URL: h ttp s://ve d om o sti-sp b .ru /b u sin e ss/ a rtic le s/2 0 2 2 /1 0 /2 1 /9 4 6 6 4 9 -m o rsko i-te rm in a l-tu lom a (дата обращ ения: 10.02.2023). 16 В Приморье создадут восточный транспортно­ логистически й узел / / РИА Regnum. URL: h ttp s ://re g n u m .ru /n e w s /e c o n o m y /3 5 2 8 2 1 9 .h tm l (дата обращ ения: 15.03.2023). 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz